Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу

Айгюль Хадыева
Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу

Система работы

Первая младшая группа «А»

«Сказочная страна» 2014 год

Воспитатели: Соколова Г. С

Хадыева А. Р

Актуальность:

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Ребенок младшего дошкольного возраста уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

- прямое обучение;

- показ, объяснение;

- пояснение, поощрение;

- беседы;

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дети третьего года жизни легко вовлекаются в игровую деятельность.

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания наиболее подходящая форма обучения – этоиспользование дидактической куклы. Дидактическая кукла не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания, развития самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр, детей учим решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Цель:способствовать формированиюнавыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую куклу.

Задачи:

- учить детей с помощью дидактической куклы мыть руки, ухаживать за своим внешним видом, вещами, игрушками, одеваться, раздеваться;

- развивать умения детей отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета;

- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

- закрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

1 этап. Подготовительный

Определение цели, задач.

1. Поиск решения задач, формирование предпосылок игровой деятельности.

2. Изучение методической литературы по проблеме.

2 этап. Формирующий

Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.

1. Учить мыть руки, следить за внешним видом, одеваться;

2. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков.

3 этап. Итоговый

1. Обогащение игрового опыта.

2. Определить эффективность проведенной работы, уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков.

Перспективный план образовательной работы по воспитанию

навыков самообслуживания у младших дошкольников

Месяц

Формы организации и виды деятельности

Название мероприятия Цель

Методы и приёмы

Январь Познавательно-речевое развитие

Д/игра:

«Кукла умывается»

«Кукла купается»

Потешка:

«Водичка, водичка»

Потешка:

«Кран, откройся!»

Чтение Е. Благининой «Девочка чумазая»,

Рассматривание иллюстраций «Предметы гигиены»

- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

-Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты,совершенствовать навык мытья рук.

-Учить отжимать воду с рук (кулачки,не капать на пол, пользоваться своим полотенцем,

-Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком

-Учить детей узнавать и называть предметы гигиены.

Показ, объяснения,

образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.

Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.

Показ, объяснения.

Февраль

Познавательно – речевое развитие

Д/игра

«Накормим куклу кашей»

«День рождение куклы»

Игра «Собери бусы»

Потешка

«Кушай, кушай кашку!»

Потешка

«У хозяйки-белочки

вымыты тарелочки»

Чтение С. Маршака «Мойдодыр»

Рассматривание картин «Посуда»

Художественно – эстетическое развитие

«Бублик для куклы Наташи»

-Закрепить представление об использовании предметов посуды;

-Формировать обобщенное понятие – посуда; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.

-Познакомить детей с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

- Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-Учить детей нанизывать на шнурок большие бусины, развивать мелкую моторику.

-Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно.

-Учить пользоваться салфеткой после приёма пищи.

-Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком

-Учить узнавать и называть предметы посуды и её предназначение.

- Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить палочки и соединять их концы.

Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала,пример взрослых,помощь взрослых,

совместная деятельность с воспитателем.

Показ, объяснения.

Март Познавательно – речевое развитие

Д/игра

«Положим куклу спать»

«Куколка проснулась»

Кукла собирается на прогулку»

Потешка

«А сейчас пойдем гулять»

«Маша варежку надела»

«Ах, как долго мы гуляли»

Развивающая игра

«Моя одежда. Посмотри и пришнуруй»

Художественно – эстетическое развитие

«Шарфики для кукол»

- Познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с куклой, функциональным назначением кровати,

- Формировать подражательные действия.

- Учить снимать одежду в определённой последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.

- Учить надевать одежду в определённой последовательности, называть её.

-Формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

-Формировать навыки одевания.

-Формировать навыки одевания и раздевания.

-Развитие внимания, мелкой моторики.

-Учить изображению широких полос большими плоскими кисточками.

Упражнять в горизонтальном и вертикальном рисовании полос – шарфиков.

Словесные указания, поощрения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.

Работа с родителями:

Консультации для родителей на тему

- «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей»

- «Методы и условия формирования культурно-гигиенических навыков»

- «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»

- «Почему малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки?»

- Изготовление развивающих ковриков, дидактических игр, плоскостных кукол.

Результаты:

Родители обратили внимание на проблему привития гигиенических навыков их детям.

Родители стали более внимательны к внешнему виду детей.

У части детей появились носовые платки, расчёски у всех девочек.

В общем, внешний вид детей стал более опрятным.

Эффективность нашей работы:

Важной задачей в работе с детьми младшей группы является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.

Вывод:

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.

Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот,.

Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста Зеркало любит.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста группы «Чистые ладошки» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста группы «Чистые ладошки» Тема: «Чистые ладошки».

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»[/b] С первых дней жизнь ребенка социально организована.

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста .

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не.

Загадки по формированию культурно-гигиенических навыков для детей младшего возраста В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу
Опубликовано: 4 мая 2018 в 20:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

21 января. Международный день объятий

День объятий– неофициальныйпраздник, который появился встуденческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и...

Консультация «Пришла Коляда — отворяй ворота!» для родителей воспитанников старшей...
Вот пришла к вам Коляда – Отворяйте ворота. Мы несём благую весть, Что у нас Спаситель есть: Он родился под звездой, Вифлеемской, золотой. Наша миссия...
Мастер класс по изготовлению символа нового 2020 года «Мышка Счастье» из бросовых...
Для изготовления символа нового 2020 года из бросовых материалов нам понадобится: - большая кассета от киндер - сюрприза - джутовые нитки - медная...
Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы ребенок: 1....