Папки-передвижки

Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу

Айгюль Хадыева
Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу

Система работы

Первая младшая группа «А»

«Сказочная страна» 2014 год

Воспитатели: Соколова Г. С

Хадыева А. Р

Актуальность:

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Публикация «Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу» размещена в разделах

Ребенок младшего дошкольного возраста уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей :

- прямое обучение;

- показ, объяснение;

- пояснение, поощрение;

- беседы;

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дети третьего года жизни легко вовлекаются в игровую деятельность.

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания наиболее подходящая форма обучения – этоиспользование дидактической куклы. Дидактическая кукла не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания, развития самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр, детей учим решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Цель:способствовать формированиюнавыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую куклу.

Задачи:

- учить детей с помощью дидактической куклы мыть руки, ухаживать за своим внешним видом, вещами, игрушками, одеваться, раздеваться;

- развивать умения детей отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета;

- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

- закрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

1 этап. Подготовительный

Определение цели, задач.

1. Поиск решения задач, формирование предпосылок игровой деятельности.

2. Изучение методической литературы по проблеме.

2 этап. Формирующий

Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.

1. Учить мыть руки, следить за внешним видом, одеваться;

2. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков.

3 этап. Итоговый

1. Обогащение игрового опыта.

2. Определить эффективность проведенной работы, уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков.

Перспективный план образовательной работы по воспитанию

навыков самообслуживания у младших дошкольников

Месяц

Формы организации и виды деятельности

Название мероприятия Цель

Методы и приёмы

Январь Познавательно-речевое развитие

Д/ игра:

«Кукла умывается»

«Кукла купается»

Потешка:

«Водичка, водичка»

Потешка:

«Кран, откройся!»

Чтение Е. Благининой «Девочка чумазая»,

Рассматривание иллюстраций «Предметы гигиены»

- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

-Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты,совершенствовать навык мытья рук.

-Учить отжимать воду с рук (кулачки,не капать на пол, пользоваться своим полотенцем,

-Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком

-Учить детей узнавать и называть предметы гигиены.

Показ, объяснения,

образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.

Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.

Показ, объяснения.

Февраль

Познавательно – речевое развитие

Д/игра

«Накормим куклу кашей»

«День рождение куклы»

Игра «Собери бусы»

Потешка

«Кушай, кушай кашку!»

Потешка

«У хозяйки-белочки

вымыты тарелочки»

Чтение С. Маршака «Мойдодыр»

Рассматривание картин «Посуда»

Художественно – эстетическое развитие

«Бублик для куклы Наташи»

-Закрепить представление об использовании предметов посуды;

-Формировать обобщенное понятие – посуда; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.

-Познакомить детей с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

- Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-Учить детей нанизывать на шнурок большие бусины, развивать мелкую моторику.

-Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно.

-Учить пользоваться салфеткой после приёма пищи.

-Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком

-Учить узнавать и называть предметы посуды и её предназначение.

- Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить палочки и соединять их концы.

Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала,пример взрослых,помощь взрослых,

совместная деятельность с воспитателем.

Показ, объяснения.

Март Познавательно – речевое развитие

Д/игра

«Положим куклу спать»

«Куколка проснулась»

Кукла собирается на прогулку»

Потешка

«А сейчас пойдем гулять»

«Маша варежку надела»

«Ах, как долго мы гуляли»

Развивающая игра

«Моя одежда. Посмотри и пришнуруй»

Художественно – эстетическое развитие

«Шарфики для кукол»

- Познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с куклой, функциональным назначением кровати,

- Формировать подражательные действия.

- Учить снимать одежду в определённой последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.

- Учить надевать одежду в определённой последовательности, называть её.

-Формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

-Формировать навыки одевания.

-Формировать навыки одевания и раздевания.

-Развитие внимания, мелкой моторики.

-Учить изображению широких полос большими плоскими кисточками.

Упражнять в горизонтальном и вертикальном рисовании полос – шарфиков.

Словесные указания, поощрения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.

Работа с родителями :

Консультации для родителей на тему

- «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей»

- «Методы и условия формирования культурно-гигиенических навыков»

- «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»

- «Почему малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки?»

- Изготовление развивающих ковриков, дидактических игр, плоскостных кукол.

Результаты:

Родители обратили внимание на проблему привития гигиенических навыков их детям.

Родители стали более внимательны к внешнему виду детей.

У части детей появились носовые платки, расчёски у всех девочек.

В общем, внешний вид детей стал более опрятным.

Эффективность нашей работы :

Важной задачей в работе с детьми младшей группы является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.

Вывод:

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.

Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот,.

Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста Зеркало любит.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста группы «Чистые ладошки» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста группы «Чистые ладошки» Тема: «Чистые ладошки».

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»[/b] С первых дней жизнь ребенка социально организована.

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста .

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не.

Загадки по формированию культурно-гигиенических навыков для детей младшего возраста В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу
Опубликовано: 4 мая 2018 в 20:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД