Лима кулигина
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы, большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек, тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей, то дела обстоят совсем плохо.
Публикация «Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми „группы риска“» размещена в разделах
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.
Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Выделяют четыре основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для гармоничного развития ребё нка :
1. Медикобиологические (группа здоровья, наследственные причины, врож-дённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия
рождения ребёнка, травмы внутриутробного развития и т. д.);
2. Социальноэкономические (многодетные и неполные семьи; семьи, ведущие аморальный образ жизни; малообеспеченные семьи; деструктивность семейного воспитания и т. д.);
3. Психологические (невротические реакции, нарушения общения с окружа-ющими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);
4. Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного
учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения и т. д.).
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельно-сти педагогапсихолога, направленная на создание оптимальных условий для разви-тия, социализации ребенка и успешного освоения им образовательной программы.
Для решения проблемы конкретного ребенка необходима организация ин-дивидуального сопровождения семей и детей «группы риска».
Цель психологического сопровождения детей «группы риска» в ДОУ – со-действие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольни-ков, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, соци-альную адаптацию детей, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Основные задачи, которые решает педагогпсихолог в процессе индивиду-альноориентированного сопровождения детей группы риска :
1. выявление неблагополучных семей, способных принять социальнопсихо-логическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
2. содействие созданию в детском саду обстановки психологического ком-форта и безопасности личности воспитанника;
3. помощь семьям в решении трудностей во внутрисемейных отношениях, в построении конструктивных отношений между родителями и ребенком;
4. корректировка трудностей развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка (средствами индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы);
5. профилактика социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения.
Определяются ключевые этапы психологического сопровождения:
1. Диагностика – проводится с целью получения информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса. В рамках психодиагностического направления осуществляется: анкетирование родителей с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ; наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации); обследо-вание детей дошкольного возраста для определения уровня нервнопсихического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка; анализ
медицинских карт для получения информации о развитии и здоровье ребенка.
2. Психопрофилактика – является средством предотвращения возможных
проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательнообразовательного процесса. Эта деятельность осуществляется через консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностноориентированного обучения.
3. Психологическая коррекция детей «группы риска» – традиционно вклю-чает групповую и индивидуальную коррекционную работу, направленную на коррекцию познавательной коммуникативной и эмоциональной сферы.
4. Психологическое просвещение – направлено на повышение психологиче-ской компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детскородительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым про-исходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.
Вывод:
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помо-гает оказывать своевременную квалифицированную консультативнометодическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.