Получи документы

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска»

Лима кулигина
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска»

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы, большую часть времени ребенок находится в семье.

Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек, тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей, то дела обстоят совсем плохо.

Публикация «Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми „группы риска“» размещена в разделах

Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Выделяют четыре основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для гармоничного развития ребё нка :

1. Медикобиологические (группа здоровья, наследственные причины, врож-дённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия

рождения ребёнка, травмы внутриутробного развития и т. д.);

2. Социальноэкономические (многодетные и неполные семьи; семьи, ведущие аморальный образ жизни; малообеспеченные семьи; деструктивность семейного воспитания и т. д.);

3. Психологические (невротические реакции, нарушения общения с окружа-ющими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);

4. Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного

учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения и т. д.).

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельно-сти педагогапсихолога, направленная на создание оптимальных условий для разви-тия, социализации ребенка и успешного освоения им образовательной программы.

Для решения проблемы конкретного ребенка необходима организация ин-дивидуального сопровождения семей и детей «группы риска».

Цель психологического сопровождения детей «группы риска» в ДОУ – со-действие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольни-ков, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, соци-альную адаптацию детей, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Основные задачи, которые решает педагогпсихолог в процессе индивиду-альноориентированного сопровождения детей группы риска :

1. выявление неблагополучных семей, способных принять социальнопсихо-логическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

2. содействие созданию в детском саду обстановки психологического ком-форта и безопасности личности воспитанника;

3. помощь семьям в решении трудностей во внутрисемейных отношениях, в построении конструктивных отношений между родителями и ребенком;

4. корректировка трудностей развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка (средствами индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы);

5. профилактика социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения.

Определяются ключевые этапы психологического сопровождения:

1. Диагностика – проводится с целью получения информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса. В рамках психодиагностического направления осуществляется: анкетирование родителей с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ; наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации); обследо-вание детей дошкольного возраста для определения уровня нервнопсихического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка; анализ

медицинских карт для получения информации о развитии и здоровье ребенка.

2. Психопрофилактика – является средством предотвращения возможных

проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательнообразовательного процесса. Эта деятельность осуществляется через консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностноориентированного обучения.

3. Психологическая коррекция детей «группы риска» – традиционно вклю-чает групповую и индивидуальную коррекционную работу, направленную на коррекцию познавательной коммуникативной и эмоциональной сферы.

4. Психологическое просвещение – направлено на повышение психологиче-ской компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детскородительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым про-исходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.

Вывод:

Таким образом, созданная система психологического сопровождения помо-гает оказывать своевременную квалифицированную консультативнометодическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Волшебный кубик» Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группе «Волшебный кубик» Цель: развитие и коррекция.

Конспект открытого интегрированного группового занятия педагога-психолога и социального педагога в ДОУ Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. Задачи: 1. Положительно настроить детей на совместную.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний» Цель: Развитие мышления (творческого, вербального, наглядно-образного, внимания, памяти, воображения, активизации словарного запаса. Задачи:.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Зачем нужны друзья»Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Зачем нужны друзья» Цели ОД. Образовательные: Расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»; познакомить детей с правилами дружеских отношений.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Основные этапы в работе педагога-психолога в школе с детьми группы суицидального риска Проблема профилактики суицида и попыток самоубийства в среде детей и подростков занимает прочную позицию в работе школьного психолога, так.

План самообразования воспитателя «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения» План самообразования воспитателя Бесчастной Е. Г. на тему: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного.

Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ» Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ» Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Выступление на родительском собрании «Специфика работы педагога-психолога ДОУ» Родительское собрание «Специфика работы педагога-психолога в детском саду» Здравствуйте, Уважаемые родители! Вашему вниманию представляю.

Занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Знаний» Открытое занятие педагога - психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Знаний». Цель: развитие познавательной активности,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска»
Опубликовано: 7 марта 2019 в 20:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД