Система работы по формированию слухового восприятия в детском саду

Ведрова Наталья
Система работы по формированию слухового восприятия в детском саду

В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию всех специалистов образовательного учреждения по формированию слухового восприятия у детей дошкольного возраста.

Педагогическая система по развитию слухового восприятия является частью специальной педагогической науки - сурдопедагогики, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, средства обучения и воспитания людей различного возраста с проблемами нарушения слуха.

Система работы по формированию слухового восприятия в детском саду предполагает:

- организацию специальной предметно-развивающей среды по развитию слухового восприятия;

- взаимосвязанную работу всех членов педагогического коллектива в данном направлении.

Развивающая предметно- пространственная среда в детском саду выступает как мощное средство создания условий для формирования слухового восприятия и включает:

- сенсорные уголки с достаточным количеством материалов, предназначенных для развития слухового восприятия: музыкальные игрушки, звучащие сюжетно-образные игрушки и атрибуты (куклы, машины и др., звучащие плакаты, книжки, дидактические игры со звуковыми сигналами, природные материалы, издающие различные звуки, дидактические игры на развитие слухового восприятия;

- медиа пространство,состоящее из:

собственных компьютерных разработок по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций;

озвученных мультимедийных презентаций из образовательных ресурсов сети Интернет;

компьютерных обучающих программ-тренажеров;

компьютерных развивающих программ;

фонотеки.

Для детей с нарушением слуха предметно-пространственная среда должна быть оснащена техническими средствами получения визуальной информации. В образовательной деятельности успешно применяется видеометод, используется современная беспроводная звукоусиливающая аппаратура.

Неотъемлемым элементом предметно - пространственной среды является маркировка предметов пространства и индивидуальная маркировка.

Работа по формирование слухового восприятия осуществляется всеми педагогами ДОУ в различных видах деятельности. Ведущая роль по формированию слухового восприятия отводится специалистам. Они определяют актуальный уровень развития различных видов слухового восприятия, планируют коррекционно-развивающую работув рамках своих должностных обязанностей:

Учитель-дефектолог работает с детьми, имеющими нарушения физического слуха.У глухих детей:

- расширяет представления о звуках окружающей действительности с использованием зрительного и тактильного восприятия;

- формирует слуховое внимание, используя технические средства обучения;

- использует остаточный слух.

У слабослышащих детей:

- формирует слуховое внимание;

- расширяет восприятие звуков окружающего мира;

- развивает остаточный слух;

- формирует слуховую догадку.

У детей после кохлеарной имплантации:

- формирует слуховое восприятие;

- формирует языковые компетенции ребенка.

Учитель-логопед формирует и развивает:

1. неречевой слух: выделяют 3 группы звуков и звучаний,которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шум», «голоса», «музыкальные стимулы

2. речевой слух - предполагает развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных (понимание различной речевой информации). Фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и предполагает формирование умений различать звукокомплексы, слоги по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность.

Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

1.речевого темпа:

2.тембра речевых звучаний:

Формирование фонематического слуха включает работупо овладению фонематическими процессами:

– фонематическим восприятием,

– фонематическим анализом и синтезом,

– фонематическими представлениями.

Важным разделом работы по развитию слухового восприятия является формирование чувства ритма и темпа. Как подчеркивает Е. Л. Черкасова, темпо-ритмические упражнения способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координаций, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи. Помимо различения ритмов дети обучаются определять музыкальный темп. С этой целью под медленную или ритмичную музыку выполняются игровые движения (в заданном темпе, например, «красим кисточкой», «солим салат», «ключом открываем дверь». Полезными является выполнение движений головой, плечами, руками и т. д. под музыкальное сопровождение.

Музыкальный руководитель развивает музыкальные способности детей, включая развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха, без которых не развиваются полноценно языковые способности ребенка. Этому способствуют занятия пением, слушание разнохарактерной музыки, обучение игре на различных музыкальных инструментах. Различению звуков по высоте, длительности, силе звучания способствуют приемы работы,требующие активной деятельности самих детей: игра на музыкальных инструментах, пение с различными заданиями, прослушивание отрывков из музыкальных произведений и выполнение при этом определенных заданных движений. Это повышает способности к обучению, к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховой памяти, а значит происходит обогащение имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Педагог дополнительного образования проводит занятия по музыкальной ритмике. В работе используется программа «Ритмическая мозаика» Анны Иосифовны Бурениной. Одной из задач воспитания и обучения по данной программе является развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на строение и характер, понимать ее содержание;развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. В свою очередь, чувство ритма способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.

Педагог-психолог проводит диагностику уровня развития слухового восприятия всех детей, определяет возможные риски школьного обучения ребенка, осуществляет коррекционно-развивающую работу, направленную на развития восприятия и успешное обучение ребенка в школе.

Развитие слухового восприятия осуществляется специалистами при тесном взаимодействии с воспитателями.

Воспитатели осуществляют работу по развитию слухового восприятия в процессе социального, познавательного, эстетического, физического развития детей. Работа по развитию слухового восприятия естественно включается в различные виды деятельности детей, а также проводится в виде специальных игр и упражнений, которые могут иметь место на всех видах занятий.

Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с познанием окружающего ребенка мира, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорной стороны развития ребенка. Звучания окружающих предметов выступают в качестве отдельных признаков и сочетаются с другими видами восприятия: зрительным, тактильно-двигательным, что предполагает рассматривание предмета, ощупывание, называние предмета и его свойств. «Почему скрипит снег?», «Кто прячется на ветках деревьев?», «Как звучит вода?» - на эти и другие вопросы дети получают ответы в ходе прогулок, умывания и других режимных моментов.

Все упражнения обязательно носят игровой характер, по возможности связываются с развитием движений и формированием пространственной ориентировки в окружающем. Безусловно, это, прежде всего относится к играм, направленным на развитие неречевого слуха, связанного с восприятием шумовых звуков окружающего мира. В процессе всех игр по развитию слухового восприятия постоянно проходит и развитие речевого слуха ребенка, т. е. обучение восприятию и пониманию речи. В качестве обязательного компонента утренней гимнастики у нас включаются элементы логоритмики.

Также воспитатели проводят дидактические игры по развитию слухового восприятия во второй половине дня по рекомендациям специалистов.

Методическая служба ДОУ проводит организационно-методическую работу:

- координирует деятельность всех педагогов ДОУ, ПМПк;

- организует занятия Школы профессионального роста, где педагоги получают необходимые теоретические знания, делятся практическим опытом.

Таким образом, при различных уровнях развития слухового восприятия детей, поступающих в одну группу, ведется планомерная и систематическая работа по развитию необходимых качеств у конкретных детей всеми членами педагогического коллектива.

Литература:

1. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М.: Аквариум, 1996.

2. Каше Г. А, Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Система работы по формированию слухового восприятия в детском саду
Опубликовано: 7 марта 2021 в 11:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...

23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...


Горячие темочки