Надежда Ефременкова
Система работы по ФЭМП у детей при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка, ведь огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика - значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка.
Публикация «Система работы по ФЭМП у детей при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира (из опыта работы)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Опыт работы, практика
- Темочки
Развитие математических способностей состоит из взаимосвязанных взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых нами познавательных развивающих играх.
Система комплексно – тематического планирования на год, вся подчинена какой-либо теме, как в образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов. При проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений мы учитываем тему, над которой работаем в данный момент.
На занятиях по физкультуре просматривается двигательная деятельность с математическим содержанием. Мы практикуем использование различных считалок, в которых используется порядковый и количественный счёт. Порядковый счёт присутствует и при расчёте на «первый – второй», при команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных игроков, сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко используются игры с математическим содержанием, например: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Сделай фигуру», «Чья команда соберёт больше мечей», «Метание на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляем и на прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
При ознакомлении с художественной литературой выбираем произведения способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года «Четыре желания», «Всяк по-своему», величине, ориентировке в пространстве. Например, стихотворение С. Михалкова «Комар - комарец» познакомит с порядковым счётом, «Хвосты» и «Цветик-семицветик» помогут запомнить количественный и порядковый счёт. Так же широко используем поговорки, считалки, загадки, пословицы, приметы по теме.
В художественном творчестве математические задачи решаем такими методами и приёмами, как ориентировка на листе бумаги (в центре листа, левее, правее, выше, ниже); многоэтажный дом, широкая улица, на закрепление геометрических фигур: голова круглая, туловище овальное, четыре лапы и д. т.
Развлечение, утренники так же объединяют несколько видов деятельности, где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх, конкурсах.
В группе имеется достаточное количество пособий, игр, которые позволяют формировать элементарные математические представления. Оформлена картотека дидактических игр по ФЭМП. Помимо чисто математических игр используем пособия из других уголков – различные мячи, ленточки и платочки из музыкального и физкультурного уголков, конструкторы, кубики различного размера (закрепляют представление о цвете, форме, величине).
В уголке по изодеятельности в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы, из которых дети придумывают и рисуют узоры на полосе, квадрате, круге. В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете, форме, величине, предметов. В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине : широкий – узкий, высокий – низкий (деревья, фигурки животных, насекомых).
Каждое занятие в группе имеет игровую занимательную сюжетную основу, в них хорошо прослеживается сезонный принцип, поэтому они легко вписываются в систему комплексно – тематического планирования, на которых решаются задачи формирования целостной картины мира, ознакомление с художественной литературой. Так работая над темой «Осень. Дары осени» в разделе – формироване элементарных математических представлений – мы закрепляли счёт в прямом и обратном порядке, счет двойками, тройками пределах 10 с овощами, фруктами, сравнивали по длине грядки, знакомились с формой и величиной предметов, работая над темой «Зимующие птицы» знакомили детей с измерением сыпучих веществ с помощью условной мерки. Таким образом, окружающий мир предстаёт перед ребёнком в своём многообразии и единстве, побуждает его к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
При формировании элементарных математических представлений мы обязательно предусматриваем смену видов деятельности, включаем музыкальное сопровождение, подвижные игры: восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей (работа с раздаточным материалом).
Включаем в образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, которые на протяжении определённого периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.
Математика наука прикладная и наша задача научить детей применять знания, полученные в организованной образовательной деятельности в повседневной жизни. Например, во время дежурства по занятию или по столовой, надо положить столько раздаточного материала, столько отсчитать тарелок сколько детей. Выясняем и упражняем в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества (всем ли детям хватит стульев).
В свободной деятельности широко используем сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Аптека», где создаем условия для применения математических знаний и способов действий обращаем внимание на количественные отношения, закрепляем знания о монетах, достоинством 1,2,5,10 рублей их набором и разменом. Дети учатся соотносить, называть и понимать, что и на какую сумму можно купить. В игре «Больница» - врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий, (выше – ниже).
В процессе ознакомления с художественной литературой, мы используем приё м моделирования: дети закрепляют представления о форме предметов, их величине, цвете, учатся ориентироваться на плоскости – понимая такие пространственные отношения, и предлоги, как – за, рядом, под, перед, между.
Дети нашей группы любят играть в кубики Никитина «Сложи узор», строить из цветных палочек и логических блоков; также любят играть в игры на развитие логического мышления, на составление целого из частей: «Танграм», «Пифагор», «Геометрическая мозаика», «Выложи бусы», «На что похоже», «Что изменилось», «Найди отличия» и т. д.
Так же, мы привлекаем к участию родителей, так как математическое развитие детей не имело бы смысла без их помощи. Рекомендовали обратить внимание на развивающие игры, которые мы используем в группе: игры с блоками, цветными палочками, кубиками Никитина. Показала практические приёмы работы с ними. Предложили игры в которые можно играть на кухне.
Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело доводить до конца.
Мы не стоим на месте, стремимся организовать образовательный процесс так, чтобы детям было интересно, комфортно, учитывая их индивидуальные особенности.