Лана Ивахина
Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека происходит в результате предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так и потенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов, составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующие компоненты безопасности жизнедеятельности человека :
Публикация «Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников» размещена в разделах
1) личная безопасность (безопасность самого себя);
2) экологическая безопасность (безопасное состояние экосистемы);
3) социальная безопасность (безопасное существование человека в обществе, в том числе и в процессе труда);
4) глобальная безопасность (безопасность биосферы и техносферы в глобальном масштабе)
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
• Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
• Разработка предупредительных мер;
• Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встречи с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Моя система работы рассчитана на решение этой проблемы.
Цель моей системы работы – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:
• «Ребенок дома»;
• «Ребенок и природа»;
• «Ребенок на улицах города»;
• «Ребенок в общении с людьми»;
• «Социально-эмоциональное развитие».
При разработке моей системы я придерживаюсь следующих принципов:
Принцип полноты
Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам.
Принцип системности
Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течении дня на каждом возрастном этапе
Принцип сезонности
При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.
Принцип возрастной адресованности
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраиваится последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
Принцип преемственности
Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
В своей работе я использую различные методы, включая:
• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
• Применение видеоматериалов;
• Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
В своей работе я использую разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Эффективность моей системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Я не только учитывают это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями я использую следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, милиционера, пожарника.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями (высокий уровень усвоения наблюдается у 62% детей).
Таким образом, данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К. Д. Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».