Лучший педагог года

Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Куртукова Наталья
Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

В жизни каждой семьи наступает момент, когда маленькому ребёнку недостаточно общение с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Ведь в возрасте от года до трёх лет ребёнок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.

Публикация «Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Как сделать вхождение ребёнка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям существования.

Адаптация социальная – активное приспособление индивидов к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, социальных норм, стилей поведения, принятых в обществе.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезоадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, поэтому существует большое количество публикаций на эту тему (Калинина Р. Адаптация дошкольников к условия детского сада. СПб., 2002; Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего возраста). – СПб. : Речь. – 2001;Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. – М. :РОСМЭН. – 1999; Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2003; Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. //Тренинговая программа адаптации детей 4 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения. – М. : Генезис. – 2000 и др.) Как правило, авторы освещают теоретические аспекты адаптации и предлагают использовать традиционные игры и упражнения для маленьких детей. Но практика работы с детьми раннего возраста показала эффективность процесса адаптации в результате использования наряду с традиционными формами работы, менее традиционные, такие как игры с песком, обыгрывание сказки, рисование пальчиками, психосамотическая гимнастика.

Сказка – даёт возможность заинтересовать ребёнка, с помощью сказки, развиваются не только воображение и мыслительные способности, но и уменьшается внутреннее психическое напряжение.

Игры с песком – позволяют снижать психоэмоциональное напряжение детей, являются самым доступным и естественным способом «самотерапии» (уменьшается тревожность, агрессия). Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Также в играх с песком мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развивается вся познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение, моторика).

Рисование пальчиками – помогает решать проблемы эмоциональной неустойчивости, которые сопровождают адаптационный период. Во время рисования ребёнок успокаивается, раскрепощается. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно всегда сопровождается эмоциональным откликом.

Кроме того, рисование пальчиками — это возможность развивать мелкую моторику руки, а одновременно и речь ребенка. Такая деятельность помогает развивать усидчивость, внимание, концентрацию, учит обращаться с красками и бумагой, выучить цвета, повысить интеллект на раннем этапе развития. Также пальчиковое рисование способствует развитию воображения и творческого мышления ребенка.

Психосоматическая гимнастика, в основе которой лежат дыхательные упражнения, обладает успокоительным действием и улучшает самочувствие.

Известно, что в период адаптации дети испытывают душевный дискомфорт: они не в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций. Ситуация осложняется тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение и на этом фоне легко могут возникнуть психосоматические расстройства. А рано или поздно подавленное психическое состояние ребёнка вызывает реакцию на физическом уровне – ребёнок начинает чаще болеть. Ребёнок неосознанно запускает механизм, приводящий к появление болезненных симптомов всякий раз, когда он не в состоянии никакими иными способами справиться с мучающей его проблемой. Малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания – то у него живот болит, то голова. Иногда это просто симуляция и манипулирование родителями. Но вот если у ребёнка действительно возникают различные болевые симптомы – кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и т. п. – можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства. Поэтому очень важно помогать детям снимать психологическое напряжение, вызванное адаптацией к детскому саду, чтобы не допускать возникновения психосоматических расстройств. Одним из таких приёмов, помогающих уменьшить психологическое напряжение и гармонизировать психоэмоциональное состояние ребёнка и является психосоматическая гимнастика.

Итак, малышу, поступающему в детский сад, предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, отличающимся от тех, к которым он привык в семье: четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и могут вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, необходим постепенный переход из семьи в ДОУ. Чёткая, профессионально сложенная и продуманная работа педагогов, психологов, медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо.

Все изложенные особенности были учтены при создании комплексной программы «Песочные сказки», направленной на осуществление психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, их родителей и педагогов в период адаптации к ДОУ.

Система работы по программе «Песочные сказки» включает два направления деятельности:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста;

2. Система мероприятий для педагогов и родителей.

Структура комплексной системы работы по программе отражает системно-деятельностный подход, как методологическую основу ФГОС, предъявляемых к дошкольному образованию. Во-первых, работа с детьми построена с учётом ведущего вида деятельности ребёнка – игры. Во-вторых, система мероприятий для педагогов и родителей предоставляет возможность приобрести практический опыт для эффективного преодоления проблем адаптации на основе осуществления личностно-ориентированной модели общения педагога с ребёнком, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка. А родитель становится социальным партнёром дошкольного учреждения, активно вступая во взаимодействие с собственным ребёнком и педагогом, родитель тем самым, помогает адаптации ребёнка к ДОУ.

Система работы построена по следующим принципам:

• Гуманности – уважение личности и прав субъектов образовательного процесса.

• Экологичности – отказ от любых форм давления, ориентация на не манипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие психологически безопасную атмосферу общения.

• Демократичности – позиции равноправного сотрудничества, партнёрства и соучастия с родителями, детьми и педагогами.

• Открытости – действия педагога-психолога осуществляются гласно и открыто.

• Конфиденциальности – результаты работы педагога-психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействует с ним.

• Профессиональной компетентности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Одним из основных направлений работы по комплексной программе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, их родителей и педагогов к условиям ДОУ «Песочные сказки» является работа с детьми раннего возраста. Данная работа состоит из 3-х взаимосвязанных блоков: 1-й блок -- «Здравствуй, детский сад», 2-й блок -- «Мои любимые сказки»и 3-й блок -- «Волшебный песочек»

Целью данного направления работы является оказание помощи детям в адаптации к условиям ДОУ.

Для реализации содержания работы определены следующие задачи:

1. снять эмоциональное и мышечное напряжение; гармонизировать психоэмоциональное состояние;

2. снизить импульсивность, излишнюю двигательною активность, тревожность, агрессию;

3. развивать внимание, восприятие, речь, воображение;

4. развивать чувства ритма, общую и мелкую моторику, координацию движений;

5. развивать игровые навыки;

6. развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

В основу работы с детьми раннего возраста положены следующие принципы:

• Принцип научной обоснованности содержания и практической направленности реализации работы;

• Принцип единства психодиагностических и развивающих целей и задач;

• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• Принцип личностного подхода;

• Принцип «терапии песком», предложенный Юнгом К. Г. Песок поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Работа с детьми по освоению программы строится в форме игротренинга с использованием следующих методов и приё мов:

Элементы песочной терапии:

-специальные упражнения на развитие сенсорики (кожно-кинетической чувствительности, зрительного и слухового восприятия);

-дидактические игры с песком.

Элементы сказкотерапии:

-имитационные игры;

Элементы групповой дискуссии:

-рассказ взрослого;

-ответы на вопросы.

Метод направленного воображения:

-имитационные игры;

-рисование, раскрашивание.

Игровой метод:

-игры с речевым сопровождением : потешки, стишки, «ладушки», «догонялки».

Развивающие группы формируются по результатам психодиагностического исследования, через методы наблюдения, анкетирования педагогов и родителей. Для диагностики процесса адаптации детей используются. Адаптационный лист, Карта наблюдений, «Прогноз адаптации к детскому саду».

Психологический мониторинг осуществляется 2 раза в год – при входящем обследовании и по окончании развивающей работы. Для повторной диагностики используются следующие анкеты: Карта наблюдений и «Анкета для родителей»

Данный курс практической работы с детьми в рамках программы «Песочные сказки», состоит из 3-х взаимосвязанных блоков:1-й блок -- «Здравствуй, детский сад» включает 20 групповых занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме игротренинга; 2-й блок -- «Мои любимые сказки» --12подгрупповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в их основе лежит использование русских народных сказок и элементов песочной терапии, и 3-й блок -- «Волшебный песочек»-- 12 индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю параллельно групповым и подгрупповым занятиям, но с теми детьми, которые имеют тяжёлую форму адаптации. В основе этих занятий игры с кинетическим песком и психосоматическая гимнастика. Занятия длятся 10 – 15 минут. Каждое подгрупповое занятие повторяется 2 раза, с предлагаемыми изменениями и усложнениями. Повтор занятий необходим для того, чтобы дети запомнили сказки, потешки, песенки, игры. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче, и они выполняют их с большим интересом и радостью.

Категория участников: дети 2—4-х лет с проблемами в адаптации к детскому саду. На подгрупповые занятия рекомендуются дети, обнаружившие в результате диагностики адаптацию средней степени тяжести и тяжёлую адаптацию; индивидуальные занятия посещают дети с тяжёлой формой адаптации.

Форма организации детей на занятия групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Структура группового занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Игры, на уменьшение эмоционально-мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона.

3. Игры комплексного развития детей.

4. Рефлексия.

5. Ритуал прощания.

Структура подгруппового занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Дидактические игры с песком.

3. Сказка.

4. Игры с речевым сопровождением / элементы изотерапия (рисование пальчиками).

5. Рефлексия.

6. Ритуал прощания.

Структура индивидуального занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Дидактические игры с песком, сюрпризный момент.

3. Упражнение на дыхание.

4. Игры комплексного развития детей.

5. Психосамотическая гимнастика.

6. Элементы изотерапии (рисование пальчиками).

7. Рефлексия занятия.

8. Ритуал прощания.

Результативность: данная программа оценивается на основе анализа данных анкетирования родителей и педагогов при осуществлении входящей и итоговой диагностики.

Одной из особенностей программы является использование песка в качестве основной формы работы. Перенос занятий в песочницу, т. е. с использованием дидактических игр на песке, был сделан не случайно. Как известно песок способен «заземлять» отрицательную энергию. Другими словами, психоэмоциональное напряжение детей снижается в результате взаимодействия с песком. Это его свойство особенно востребовано в работе с детьми раннего возраста, т. к. игры с песком – это одни из самых любимых и первых игр детей. Песок является самым доступным и естественным способом «самотерапии». Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Также в играх с песком мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развивается вся познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика; совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Таким образом, игры с песком помогают детям преодолеть и стрессовую ситуацию в период адаптации к детскому саду, и имеют развивающий характер.

Система мероприятий для педагогов и родителей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на успешную адаптацию детей к детскому саду, является взаимодействие с родителями и педагогами.

Если родители не компетентны в вопросах адаптации, не знают, что может повлиять на процесс адаптации, какие условия необходимы для успешной адаптации, то все труды педагогов дошкольного учреждения в этом направлении будут напрасными, адаптация ребёнка может быть сложной и длительной.

Также, если педагоги не имеют достаточного опыта работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду, то они тоже могут осложнить процесс адаптации, и им, как и родителям нужна поддержка и помощь.

Поэтому для повышения эффективности адаптационного процесса в программе предусмотрена консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами.

Консультации для педагогов:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Особенности работы в рамках программы «Песочные сказки».

«Организация совместной деятельности с детьми в младших группах в период адаптации к ДОУ».

«Использование элементов арттерапии (песочной игротерапии, рисование пальчиком, а также психосамотической гимнастики в работе с детьми в адаптационный период».

«Эмоционально-личностные проблемы и трудности поведения и характера: проявления кризиса 3-х лет».

Консультации для родителей:

«Адаптация ребёнка к детскому саду».

«Возрастные психофизиологические особенности ребёнка в возрасте 2 – 4 лет».

«Я играю целый день, мне играть совсем не лень. Игра в жизни ребёнка».

Стендовая информация для родителей:

«Адаптация ребёнка к детскому саду».

«Психическое развитие детей 2 – 3 лет».

«Кризис 3-х лет»

«Вредные привычки».

Памятка для родителей:

«Советы по адаптации к детскому саду «Я уже детсадовец».

Особенностью данного направления работы по программе «Песочные сказки» является осуществление личностно-деятельностного подхода, который предполагает важность ориентации на личностные качества ребёнка, чтобы применять индивидуальный подход к каждому, а значит помогать успешно адаптироваться.

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса, которое позволяет установить взаимодействие детского сада и родителей, а значит сделать процесс адаптации более успешным.

Рекомендации по проведению занятий.

Психологу:

• Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

• Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного ответа или действия, т. к. в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять

собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

• В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

• При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, возможно также продление времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психическое состояние ребёнка.

• Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребёнка при его работе с песком. В случае появления у ребёнка негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.

Воспитателям:

• Иметь в группе и знакомить детей со сказками, которые используются в адаптационной программе («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»).

• Учить с детьми песенки, потешки, предлагаемые на развивающих занятиях и использовать их в работе со всеми детьми группы в адаптационный период.

Публикации по теме:

Активные методы обучения ребенка как условие обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это самому и оно станет моим навсегда.

Рекомендации для родителей по адаптации детей в дошкольном учреждении Рекомендации родителям по адаптации детей в дошкольном учреждении 1. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например,.

Формы организации трудовой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Формы организации трудовой деятельности дошкольников в детском саду весьма разнообразны. Основными формами организации труда дошкольников.

Методические рекомендации по организации оздоровительных закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении Физическая культура является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение.

Консультация «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении» Физкультурно-оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога,.

Положение об организации научно-методической работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»___ 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,.

Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением.

Система сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 18:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД