Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников

Елена Лизунова
Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников

Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников

посредством театрализованной деятельности

воспитателя Лизуновой Елены Дмитриевны

Коммуникативные навыки Задачи

Приемы посредством театрализованной деятельности

развитие

информационно–коммуникативных умений

• умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

развить умение согласовывать свои действия с другими. 1. Рассказ воспитателем сказки «Хаврошечка» с добавлением детьми реплик героев (задание выполняют детьми по кругу.)

2. Использование плоскостного театра «Хаврошечка» - в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

• умения снятия телесных барьеров, умения добиваться цели приемлемыми способами общения. • развить умения снятия телесных барьеров, умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

развить умение передавать эмоциональные состояния. 1. Хороводная игра музыкальная сказка «Теремок». (где педагог организатор с последующим переносом своей активности направляет в проведении игры на пропевание слов героев детьми по ролям, в ходе хороводной игры- музыкальной сказки «Теремок».

• умения выражения уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. • развить умения выражения уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

1. Игра с мячом по авторской сказке воспитателя «Вежливые слова».

Предварительная работа:

1. Чтение с обсуждением рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» (беседа с детьми).

2. А. Барто «Медвежонок-невежа». Чтение стихотворения с заучиванием нескольких строк из него с опорой на рассматривание иллюстраций к данному тексту. Повтор детьми строк наизусть, учитывая интонацию и паузы.

3. Рассказ авторской сказки воспитателя «Вежливые слова» с обсуждением по вопросам.

• умения осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

развить умения осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Диалоги, выполненные разными детьми из одних и тех же реплик по сказкам и стихам.

1. Русская народная сказка «Заяц-хвастун».

2. С. Маршак «Волк и лиса».

3. Б. Заходер «Ежик».

• умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. • развить умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

1. Игры-ситуации «Придумай, как героев к сказке (авторская версия) «Война грибов с ягодами», ты бы помирил».

2. Пересказ части данной сказки по ролям.

3. Разыгрывание театральных сценок по тексту (дети в масках - шапочках); «Сказ о том, как на лесной полянке спорили грибы о том, кто лучше из грибов».

4. Разыгрывание сценок «Осенний лес», «Зимняя стужа», где дети эмоционально и содержательно выражают свои мысли, используя мимику и пантомимику, со словами и без слов.

• умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. • развить умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. 1. Драматизация сказки «В гостях у дядюшки Барсука».

2. Игра пресс-конференция по сказке «В гостях у дядюшки Барсука».

3. ИКТ - викторина по загадкам Лесовичка.

• умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника. • развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, развивать выразительность движений и жестов в сценке. 1. Коммуникативная игра «Кто самый лучший друг». Дети сами придумывают вежливые слова и поступки, чтобы стать самым лучшим другом (за каждое вежливое слово ребенок получает жетон). Звание присваивается по результатам соревнования.

2. Рассказ воспитателем авторской сказки «Принцесса на горошине» с обсуждением по вопросам.

3. Разыгрывание сценки «Принцесса на горошине» где дети эмоционально и содержательно выражают свои мысли, используя вербальные и невербальные средства общения с оцениванием коммуникативных умений сверстников.

• Умение действовать с заданной целью подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения. • развить умение действовать с заданной целью подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

1. Игра управляем роботом.

2. Ребенок «робот» выполняет инструкцию сверстника (подбирает соответствующие вербальные средства, советует, соглашается, просит, благодарит).

1. Совместный просмотр мультипликационного фильма «Незнайка на луне», с обсуждением по вопросам.

2. С. р. и. «Путешествие на планету роботов».

Воспитатель, используя косвенный метод руководства, берет на себя роль руководителя полета. Направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость. Сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, учитывая желание товарищей.

• умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

развить умение проявлять заботу, внимание и добрые чувства друг к другу.

1. Игра подарки.

Разыгрывается ситуация поздравлений, где дети поздравляют лучшего друга, угадывают подарок автора подарка.

2. Использование кукольного театра на длинной ложке «Зайкины друзья» в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

3. Интерактивная игра «Сочиняем на ходу» (с использованием ИКТ, где дети придумывают предложения и фразы.

развитие

регуляционно–коммуникативных умений

• умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. • развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью;

• способствовать развитию чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

1. Игра «Клеевой ручеек» проводится по сказке «Царевна лягушка», где педагог организатор с последующим переносом своей активности в проведении игры на плечи ребенка предлагает детям преодолеть различные препятствия.

2. Предварительная работа:

Рассказ сказки с опорой на иллюстрацию.

3. Использование теневого театра «Царевна лягушка» в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

• умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. • развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

• способствовать передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, действовать согласованно.

1. Игра «Слепец и поводырь». Педагог организатор дает соответствующие инструкции относительно передвижения. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу.

2. Предварительная работа:

О. А. Беляева, Т. Д,Жданова чтение серии рассказов «Сострадание к животным».

3. Использование театра на длинной ложке «Зимовье зверей» - в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

• умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению. • развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

• способствовать правильному поведению в различных жизненных ситуациях. 1. Дети выполняют различные роли в игре «Магазин игрушек», оценивая эмоциональное поведение партнеров.

2. Рассказ воспитателем авторской сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» с обсуждением по вопросам.

3. Разыгрывание сценки «Буратино и Мальвина», где дети оценивают, как благородно поступила Мальвина, пытаясь перевоспитать Буратино, где дети эмоционально и содержательно выражают свои мысли.

• умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение игрового партнерства, повышению уверенности в себе, в своих силах. 1. В игре «Ищем клад» педагог организатор предлагает разбиться на две команды и дает соответствующие

инструкции, где спрятан клад. Каждая команда ищет клад по плану с использованием схем–моделей.

2. Совместный просмотр мультипликационного фильма «Кот Леопольд» с обсуждением по вопросам

3. Мини сценка «Кота Леопольда и мышат», где дети оценивают действия персонажей, применяя свои индивидуальные способности, в решении совместных задач.

• умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку. • развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях.

• способствовать пониманию эмоций окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела.

• способствовать преодолению замкнутости, пассивности.

1. В игре «Близнецы», дети ищут, с кем совпадают их вкусы, интересы, при помощи жестов показывают, что их объединяет, (где педагог организатор с последующим переносом своей активности проведение игры переносит на плечи ребенка.).

2.Сочинение небольших сказок методом ТРИЗ:

Сочинение сказочных историй и их театрализация при сочинении сказочных историй методом ТРИЗ.

«Сказка о том, как медвежонок ловил луну».

«Сказка о том, как ежонок–грубиян и заинька–паинька путешествовали».

3. Использование сказочных историй в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

• умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. • развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

развивать представления об индивидуальных особенностях людей, внимание к себе и партнеру, желание участвовать в совместных играх.

1. Игра «Пойми меня».

2. Составление предложений в разных ролевых позициях по стихам В. Маяковского с опорой на рассматривание иллюстраций к данному тексту. Повтор детьми строк наизусть, учитывая интонацию и паузы, ориентируясь в ролевых позициях людей.

3. Обыгрывание мини сценок в самостоятельной игровой деятельности.

• умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие. • развить умения чувствовать друг друга, видеть негативные и позитивные стороны, желание изменить в себе что–то, способствовать повышению уверенности в себе.

1. Игра «Скажи по–разному»игра в круге: детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

2. Чтение художественной литературы В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» с обсуждением с использованием иллюстраций по произведению.

3. Этюды «Развесели грустного», «Два сердитых петушка», «Хмурый паук», «Поссорились и помирились», «Капризный ребенок».

развитие

аффективно–коммуникативных умений

• умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

• способствовать формированию адекватной самооценки, представлений о себе, своих возможностях.

развивать навыки позитивного социального поведения.

1. Игра «Без маски»игра в круге, проводится от имени героя Петрушки. Он просит поделиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. Дети делятся своим настроением и переживаниями.

2. Предварительная работа:

Чтение с обсуждением по рассказу Л. Толстого «Косточка».

• умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. • развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, чувство ответственности по отношению к другому.

• способность понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.

1. Игра с масками «Зимовье зверей». Построение диалога о том, как животным живется у своих хозяев с проявлением чуткости, отзывчивости, сопереживания к своим питомцам.

2. Чтение с обсуждением сказки «Зимовье зверей».

3. Этюд «Настроение зверей» (выражают свои мысли, используя мимику и пантомимику, со словами и без слов).

4. Театр на длинной ложке «Зимовье зверей». Использование кукольного театра «Зимовье зверей» в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

• умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

• способствовать формированию адекватной самооценки, представлений о себе, своих возможностях.

развивать навыки позитивного социального поведения. 1. Игра «Астрологи». Педагог зачитывает характеристики детей, согласно знакам зодиака, дети пытаются определить, кто из них соответствует этому знаку.

2. Предварительная работа: Совместный просмотр мультипликационного фильма «Тайны пятой планеты». Беседа с обсуждением об умениях ориентироваться в людях на примере героев мультфильма.

3. Составление рассказа–характеристики «Мы–разные» с учетом коммуникативных ситуаций.

4. Использование режиссерской игры «Тайна пятой планеты» в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

• умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

• способствовать побуждению к добрым поступкам, видеть, понимать и оценивать чувства и поведение других.

1. Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и выполняют инструкции педагога (где педагог организатор с последующим переносом своей активности переносит проведение игры на плечи ребенка.).

2. Пересказ сказки по ролям «Заюшкина избушка» по ролям.

3. Кукольный спектакль «Заюшкина избушка».

Воспитатель, используя косвенный метод руководства, берет на себя роль руководителя театра. Направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость. Сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, учитывая желание товарищей.

• умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение, навыки позитивного социального поведения.

1. Игра Оживи маску

. Дети передают средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажей сказки р. н. с. «Рукавичка»

Воспитатель рассказывает р. н. сказку «Рукавичка» предлагает изменить конец сказки.

2. Придумывание ситуаций «Нам хорошо вместе».

построение диалогов между героями в придуманных обстоятельствах.

• умения чувствовать настроение другого. • развить умения чувствовать настроение другого. 1.Игра в круге: «Улыбнись и расскажи, как поживает сосед справа» по ходу игры определять настроение соседа.

2. Рассказать о своем настроении с опорой на рассматривание иллюстраций к данному тексту, строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах.

3.Мимические этюды: «Угадай–ка», «Узнай друга по осязанию», «Угадай эмоцию друга».

• умение описывать своё настроение, распознавать настроение других. • развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

• способствовать побуждению к добрым поступкам, видеть, понимать и оценивать чувства и поведение других. 1. Игра по кругу «Мое настроение». Дети бросают мяч друг другу, описывая свое настроение, и угадывают настроения друзей в р. н. сказке «Царевна–Несмеяна».

2. Рассказ сказки «Царевна–Несмеяна», с опорой на рассматривание иллюстраций к данному тексту. Повтор детьми строк наизусть, учитывая интонацию и паузы, распознавая настроение героев сказки.

3. В самостоятельной деятельности драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами, строить диалоги в придуманных обстоятельствах, распознавая настроение героев.

• умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. • развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

развивать представления об индивидуальных особенностях людей, внимание к себе и партнеру, желание участвовать в совместных играх. 1. Игра по кругу «Исполни желание» авторской сказки В. Катаева «Цветик семицветик», где каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

2. Предварительная работа: Чтение с обсуждением сказки «Цветик–семицветик» (беседа с детьми, заучивание волшебного момента «Лети,лети, лепесток»).

3. Разыгрывание мини сценок по сказке «Цветик семицветик», использование сценок в самостоятельной детской деятельности, где роли дети распределяют сами между собой.

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Цель мероприятия Познакомить педагогов с программой занятий "Школы общения", направленной на углубление и расширение знаний о способах общения.

«Я познаю мир». Система работы по развитию познавательных способностей дошкольников Я познаю мир Основная цель данного пособия – развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Развитие диалектического.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности.

Направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР дошкольного возраста Кристева Наталья Павловна учитель-логопед МДОУ № 43, Россия, Московская область, г. Подольск Е-mail: nata.kristewa@yandex.ru Аннотация:.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом. Опыт работы. .

План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников». Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении.

Система работы в группе по формированию навыков ЗОЖ Последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. И поэтому все понимают, что необходимо.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Космос
Автор публикации:
Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 11:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Украшение окон к Новому году!
Самым семейным, теплым и радостным праздником считается Новый год. Новый год - самый любимый праздник взрослых и детей. Каждый человек ждет новогоднего...
Детский мастер-класс по плоскостной аппликации «С днем рождения!»
Во все времена ценились подарки, сделанные своими руками и не зря, ведь человек, который готовил для Вас подарок вложил свою душу, любовь. Предлагаю вам...
Мастер-класс по рисованию «Забавные пингвины» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко Дню осведомленности о пингвинах на Маам. Цели: создание условий для рисования гуашью по замыслу. Задачи: - уточнить и обобщить знания детей о жизни и...