Анастасия Григорьева
Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формы работы на занятиях.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко, помимо нарушения мыслительных операций, характеризуются нарушением внимания, пониженной познавательной активностью, замкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития.
Публикация «Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому система работы по развитию мышления детей с ОНР предполагает включение в занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительных операций.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей: в сравнении пар предметов или явлений, в нахождении сходства и различия между ними; в классификации и обобщении различных предметов по общим признакам; в нахождении «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; в складывании целого из частей; в осознании закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); в последовательном раскладывании картинок и в составлении по ним рассказа; в построении выводов, рассуждений и умозаключений; доказывать свое мнение и выражать его.
Дидактические игровые упражнения.
Они отличаются от типичных игровых заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения от имени какого-либо сказочного героя. Игровые упражнения отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Задачи на смекалку (головоломки).
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей детей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа задачи на смекалку, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет трансфигурация, преобразование фигур в другие, а не только изменение их количества.
Логические упражнения.
С целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры). Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения.
Игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений.
Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. «Танграмм» - одна из несложных игр. Успешность освоения игрой зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У детей должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Загадки математического содержания.
В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Пример:
«В году у дедушки 4 имени. Кто это?» (весна, лето, осень, зима)
«Четыре ноги, а ходить не может» (стол)
«Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать» (часы)
Задачи-шутки.
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадать о решении и найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными.
Пример:
«Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?» (на березе яблоки не растут).
Мелкая моторика.
Развитие мелкой моторики находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому необходимо ежедневно делать упражнения по развитию мускулатуры пальцев рук:
• Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину.
• Катать каждым пальцем поочередно камешки, мелкие бусинки, шарики.
• Делать кулачки мягкими, чтобы их можно было легко разжать или просунуть в кулачок палец, и крепкими (кулачок не разожмешь и палец не просунешь).
• Двумя пальцами (указательный и средний) руки (сначала правая, потом левая) «ходить» по столу: вначале медленно – как будто кто-то крадется, затем бегом.
• Показать отдельно только один указательный палец, затем два – указательный и средний, затем – три, четыре, пять.
• Показать отдельно только один большой палец.
• Барабанить всеми пальцами.
• Махать в воздухе только пальцами.
• Кистями рук делать «фонарики».
• Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
• Собирать все пальцы в щепотку, затем разбрасывать (пальчики собрались все вместе, затем разбежались).
• Большой палец здоровается с каждым пальцем по-очереди (игра «Пальчик-мальчик, где ты был?»).
• Соединять палец к пальцу две кисти рук. Один вариант – ребенок соединяет свои руки, второй вариант – ребенок соединяет свою руку с рукой взрослого.
• Скрещивать пальцы обеих рук.
• Нанизывать на нитку или веревочку крупные пуговицы, бусины, шарики.
• Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
• Завязывать узлы на толстой верёвке, шнурке.
• Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить машинки ключиком.