Папки-передвижки

Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах

Елена Пилясова
Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Введение.

2. Понятие «предметно-развивающая среда».

3. Принципы построения предметно-развивающей среды.

4. Особенности построения предметно-развивающей среды.

5. Цели и задачи.

6. Содержание методической работы с педагогами.

1. Введение.

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Публикация «Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах» размещена в разделах

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, одной из важных задач является задача индивидуализации образования.

Выполняя федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, воспитатель должен создать условия для развития у воспитанников интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении педагогу необходимо учитывать, что будет способствовать формированию базовых характеристик личности воспитанника (любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, физически развитый, способный решать интеллектуальные задачи, владеющий необходимыми умениями и навыками, способный управлять своим

поведением и планировать свои действия, соблюдающий нормы и правила поведения).

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Социальный мир, окружающий ребёнка, наполнен разнообразным содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен – все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т. д.

В дошкольном образовательном учреждении этот мир представляет предметно – развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой у детей формируются знания, умения, навыки,

необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность, приобретается опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2. Понятие «предметно-развивающая среда».

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.

Воспитательный потенциал предметно-развивающей среды многоаспектен : это — и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым

ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств, это — и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, предметно-развивающая среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.

В условиях реформирования системы дошкольного образования одним из путей обновления содержания воспитания и обучения дошкольников является переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога с детьми. Ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка. Воспитателю необходимо учитывать в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы и способности.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

3. Принципы построения предметно-развивающей среды.

• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

• Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

• Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

• Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

• Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

4. Особенности построения предметно-развивающей среды.

*Природный уголок служит местом саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке будут уместны дет. Поделки и природного материала, экспонаты природы, икебаны.

*Центр искусства. На полках размещены различные изобразительные материалы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, тушь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, ножницы, трафареты, штампы и многое другое располагают к активной творческой деятельности. Детские рисунки должны выставляться на всеобщее обозрение, к которому имеется свободный доступ. Наряду с детскими работами вывешивается иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

*Строительный центр должен быть сосредоточен в одном месте, содержимое строительного уголка включает в себя конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек. Дети, особенно

мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в С/Р играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Центр науки или исследовательский центр. В центре для детского исследования размещены самые разнообразные природные материалы : мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь. Оборудование: микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает детскую литературу, операционные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок и отчетов.

*Зона сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольника желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры драматизации по знакомым сказкам.

*Физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь дошкольники могут закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением вперед, игры с мячом, метание в цель и другие движения. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

*Литературный уголок (уголок уединения) - располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют и домашняя обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Здесь воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а так же организовать в литературном уголке выставку произведений того или иного автора, провести литературные викторины, конкурсы.

*Уголок безопасного дорожного движения. Он должен быть оснащен необходимыми атрибутами к с/р играм, деятельности для закрепления знаний ПДД.

Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

5. Цели и задачи.

Цель методической работы с педагогами по проектированию и организации развивающей среды в группах дошкольного возраста заключается в том, что каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда должна давать возможность возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Основные задачи методической работы :

• освоение педагогами новых образовательных технологий и методов работы с детьми с использованием компонентов предметной развивающей среды;

• эстетизация и модернизация предметной развивающей среды; обеспечивающей уважение к личности каждого ребёнка, развивающей инициативность и активность, творческие способности, фантазию, изобретательность детей, умение принимать участие в её создании и переменах;

• создание индивидуально комфортной и эмоционально благополучной предметной среды, в которой ребёнок взаимодействует с различными её элементами;

• участие родителей в создании предметной развивающей среды.

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной

компетентности педагога.

6. Содержание методической работы с педагогами.

Методическая работа с педагогами предусматривает как традиционные, так и инновационные формы проведения методических мероприятий. Данная работа проводится в три этапа: подготовительный, этап реализации и подведение итогов.

Подготовительный этап: изучение методической литературы и материалов журналов «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Управление ДОУ» и др., интернет-сайтов по вопросам оформление и создания предметной развивающей среды; проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, посещения других ДОУ с целью ознакомления с предметной окружающей средой. Затем у учётом приобретённых знаний педагоги обсуждают и предлагают индивидуализированный дизайн предметной среды в каждой возрастной

группе.

Этап реализации предусматривает проведение конкурсов, выставок, проектов по организации предметной среды в группах. Происходит преобразование предметной среды в группах, вносятся изменения и дополнения в уже имеющееся зонирование среды. Динамичность среды реализуется с помощью раздвижных перегородок и ширм. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями. Предпочтение отдаётся личностно-ориентированной модели построения предметной среды, в оформлении которой участвуют педагоги, дети и родители. Идеи педагогов по организации предметной среды позволяют сделать каждую возрастную группу неповторимой, отличной от других, и тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.

На завершающем этапе подводятся итоги по преобразованию предметной развивающей среды, выявление результатов педагогической деятельности педагогов, анализ проделанной работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.

Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной среды Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» п. Тимирязевский Методические рекомендации по проектированию.

«Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах Цели: 1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики. 2. Развитие координации зрения, моторики и речи. 3. Создание.

Доклад «Усложнение приемов изображения деревьев в разных возрастных группах» Ребенок проявляет активный интерес к рисованию уже на 2-м году жизни. В этом возрасте дети ясельного возраста с упоением мажут по бумаге.

Интерактивные формы работы с родителями в целях организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста Подготовил воспитатель: Ю. В. Рябченко В сегодняшнее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в образовательном процессе,.

Консультация для педагогов «Уголок природы в разных возрастных группах» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Консультация для воспитателей «Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах» Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности.

Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Современные подходы в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Презентация «Современные подходы в организации предметно – развивающей среды в ДОУ» Предметно – развивающая среда является важным аспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах
Опубликовано: 20 июля 2017 в 00:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пилясова (УИ 98759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД