МААМ-картинки

Система реабилитационных методов и место логопедической ритмики в комплексном подходе к преодолению заикания

Татьяна Канцедайлова
Система реабилитационных методов и место логопедической ритмики в комплексном подходе к преодолению заикания

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предше-ствовал поиск различных приемов, средств и методов преодоления дефекта. На данном этапе их целесообразно рассматривать в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические, во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Публикация «Система реабилитационных методов и место логопедической ритмики в комплексном подходе к преодолению заикания» размещена в разделах

Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н. э. до середины ХIХ в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Лиффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания ино-родные предметы (морские камешки, держа их под языком во время речевых упражнений. И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрведе-Шегуан — накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в фор-ме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Вертран, Либманн, Лагузен, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шультесс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

Дидактические методы. Последователи дидактических методов и приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

Система лечебно-педагогических методов и приемов представлена И. А. Сикорским. Он в лечение заикания включал : а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, го-лоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соот-ветствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых заня-тий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лече-ние (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается ле-чебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкульту-ра, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные меро-приятия. Цель их — устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих рас-стройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речево-му дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, со-циальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекцион-но-педагогическую.

Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, яв-ляются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся.

Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работ-ника и др., использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегосяосуществляется через:

1) воспитание полноценной личности, 2) воспитание здоровой установки на свой не-достаток и социальную среду, 3) воздействие на микросоциальную среду. Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рацио-нальную (по Дюбуа, или разъяснительную (по В. М. Бехтереву, психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специаль-ных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в дос-тупной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения.

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплек-се с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся.

Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно ли-ца, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судо-рожных спазмов.

Использование аутогенной тренировки и логоритмики в комплексной работе с заи-кающимися находит свое отражение в современных методиках.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь, 2) отраженная речь, 3) ответы на вопросы по знакомой картинке, 4) самостоятельное описание знакомых карти-нок, 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа, 6) спонтанная речь (рассказ по незна-комым картинкам, 7) нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы, путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию. Все занятия по перевоспитанию речи заикаю-щихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой само-стоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые пред-ложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с ма-ленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заи-кающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика являлась од-ной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее вре-мя логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Эта система включает 5 периодов :

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по пово-ду одновременно совершаемых ими действий. При этом она усложняется в связи с измене-нием характера вопросов логопеда и соответствующих трудовых действий.

Завершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется после-довательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них раз-вивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, зара-нее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Закрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Озна-комление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математиче-ских представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конст-руирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предло-жений, переход к составлению рассказа.

В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, выска-зывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы ло-гопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекцион-ное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сю-жета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает мо-дификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических заня-тий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный, в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структу-ры, а с другой — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального ок-ружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое обще-ние.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь прежде всего с иг-рой, как основным видом деятельности ребенка.

Комплексная работа с заикающимися детьми по методике Г. А. Волковой состоит из следующих разделов: 1) методика игровой деятельности (система игр, 2) логоритмические занятия, 3) воспитательные занятия, 4) воздействие на микросоциальную среду детей.

Система игр, составляющая собственно содержание логопедических занятий, включа-ет следующие их виды: дидактические, игры с пением, подвижные, с правилами, игры-драматизации на основе стихотворного и прозаического текста, игры в настольный теннис, пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей. На занятиях с детьми в первую очередь реализуется принцип игровой деятельности.

Условно выделяются следующие этапы: обследование, ограничение речи детей, со-пряженно-отраженное произношение, вопросо-ответная речь, самостоятельное общение де-тей в разнообразных ситуациях (различных творческих играх, на занятиях с последователь-ным прохождением лексических тем) и направлено на осуществление коррекционных, раз-вивающих и воспитательных целей. Занятие строится в едином сюжете таким образом, что-бы все его части отражали программное содержание.

Игры и игровые приемы используются для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия : режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации раз-вернутой фразы (отдельных фраз, рас сказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

Автор рекомендует логопедам, работая с заикающимися детьми, использовать игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Логопедическое воздействие осуществлять в двух направлениях: прямом и косвен-ном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуаль-ных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой мо-торики, нормализация темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упраж-нений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно кон-тролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, пони-мание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыха-тельной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

Отрабатывать дыхание в произнесении на одном выдохе сначала коротких предложе-ний, затем предложений с постепенным увеличением числа слов. Вырабатывать умение произносить длинную фразу по частям с логической паузой, отмеченной или не отмеченной знаком препинания. Затем переходить к чтению стихотворного и прозаического текстов.

Фонопедическую работу с заикающимися начинать с расслабления мышц артикуля-торного аппарата, в первую очередь нижней челюсти, корня языка (например, поставить язык в положение, необходимое для звука к, и беззвучно артикулировать ну-но-на; челюсть медленно опускается; нэ-ни-ны. — челюсти медленно поднимаются). Упражнения доводить до автоматизма. Далее отрабатывать мягкое голосоначало, плавное непрерывное звучание голоса на сочетаниях гласных звуков, затем на слоговых сочетаниях сонорных звуков с глас-ными, в предложениях и т. д.

Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного чтения стихотворного текста. Далее предлагается само-стоятельное чтение с включением логопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.

Одним из распространенных методов коррекционной работы с заикающимися детьми на современном этапе является логопедическая ритмика, которая представляет собой систе-му музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражне-ний, обеспечивающих осуществление устранение данного речевого дефекта. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим занятиям : проводится как в специально отведенное для нее время, так и включается в занятия логопеда, воспитателя.

С заикающимися широко используются следующие средства логоритмики : вводные упражнения; упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слу-хового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи; упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества; инсценировку, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей, вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п. (для взрослых).

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, рече-вые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры нормализу-ют просодию, двигательную сферу заикающегося, а это, в свою очередь, помогает ему пере-строить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами харак-тера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомотори-ки, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, само-стоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельно-сти, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с изменением отношения к речевому расстройству.

Таким образом, логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности заикающегося, социальной адаптации, а также для тренировки и корректирования его общей и речевой моторики. Плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитыва-ется в такой последовательности: 1) пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений; 5) опора на гласные звуки; 6) разнометричная речь.

Между речевой функцией — ее двигательным, исполнительным компонентом — и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логоритмикой, подни-мают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворный эффект. Любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбива-ние такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование разных музыкальных мелодий и ритмического звучания метронома.

Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнооб-разные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заи-кающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицатель-ных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способ-ствует коррекции личностных отклонений, воспитанию произвольного управляемого пове-дения и формированию общей и мелкой моторики. Организовывая занятия по логоритмике необходимо учитывать состояние развития общей моторики:

Первая группа. Нарушения темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и кол-лективного взаимоотношения. При этом внимание и активность не нарушены. Недочеты моторики быстро изживаются.

Вторая группа. Отсутствие ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, вни-мание вялое, активность пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение задании требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напря-жения и улучшением координации движений не дает хороших результатов. Могут быть слу-чаи легкой моторной отсталости.

Третья группа. Сильная мышечная заторможенность. Вытянутое палкообразное по-ложение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движе-нии рук и минимальное сгибание одной руки или качание неестественно вытянутых рук, выталкиваемых вперед и некоординированных с движением ног. Особенно сильна заторможенность шеи и плеч. Работа с этими детьми требуется большая: коллективная и индивидуальная. Дети часто отказываются от коллективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных ролей. Сроки работы длительные.

Четвертая группа. Моторно-возбудимые, с обилием бесцельных движений, произво-димых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудно выполнимо. В коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям. Мышечный тонус не-сколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Подвижные игры действуют крайне возбуждающе. Активность чрезвычайно повышена: готовы все сде-лать за других, вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивные действия, стремятся по-лучить руководящую роль. Работа требуется длительная, результаты не всегда положитель-ные.

У части заикающихся детей отмечаются ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, переключения, координации движений, темпа движе-ний, статической и динамической координации движений. Нарушения могут быть связаны с состоянием эмоционально-волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колеба-ниям, и с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большин-стве случаев имеющего тенденцию к ускорению.

У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени — чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. У детей с тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувства ритма уравниваются с нарушениями координации движений.

Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тониче-ским типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координация движений, у девочек — переключаемость движений. Таким образом степень нарушения моторики пря-мо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем у мальчиков и девочек эти наруше-ния различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Если успешно корригируются моторные наруше-ния, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.

Своеобразные нарушения моторики у заикающихся любого возрастного диапазона требуют для своей коррекции комплексного воздействия, в состав которого обязательно должны входить средства логоритмики и музыкально-ритмического воспитания.

Публикации по теме:

«Вот я такой». Реабилитационное занятие для детей от 7–13 лет из социальньно-реабилитационных центров и приютов Конспект занятия для детей от 7-13 лет «Вот я такой» Цель: 1. Формирование навыков самоанализа, 2. Раскрытие новых возможностей к самосознанию.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Информация из опыта работы «По использованию интерактивных методов в средней логопедической группе» «По использованию интерактивных методов в средней логопедической группе». Слайд 1. Существует много различных методов и форм работы с детьми.

Конспект интегрированного занятия «Солнечная система» в старшей логопедической группеКонспект интегрированного занятия «Солнечная система» в старшей логопедической группе Занятие подготовили и провели: учитель-логопед Дюжаева Анна Александровна воспитатели Богданова Алена Владимировна,Шулдикова Лариса Андреевна.

Консультация «Коррекционные возможности логопедической ритмики.» Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства.

Профориентация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя.

Реабилитационное занятие для приютов и реабилитационных центров с использованием инновационных технологий «Я-Уникальный» «Я-УНИКАЛЬНЫЙ» Нет исключенияизправил, что каждому хочется быть исключением из правил. Малкольм Форб Цели: 1. Формировать у детей навыки.

Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Данилюк М. П. МБДОУ №.

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система реабилитационных методов и место логопедической ритмики в комплексном подходе к преодолению заикания
Опубликовано: 12 января 2017 в 13:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД