Система закаливающих процедур в группе детей с задержкой психического развития 6–7 лет

алевтина змеева
Система закаливающих процедур в группе детей с задержкой психического развития 6–7 лет

Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливанияявляются естественные силы природы: воздух, солнце и вода

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма.

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой, которая вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. Профилактика простудных заболеваний, в положительном эффекте на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен веществ, настроение и сон.

Задачи: 1. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. 2. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. 3. Воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать не бояться холодной воды и других факторов закаливания, применяемых в повседневной жизни.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.

1. Постепенность увеличения силы воздействия.

Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. 2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.

2. Систематичность проведения закаливающих процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны необходимо сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями.

5. Рациональный выбор процедур.

При организации закаливающих процедур необходимо учитывать климатические и материально – технические условия. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Важно продумать выбор и организацию проведения процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции

6. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Документом, регламентирующим закаливающие процедуры в группе, является модель двигательной активности и закаливающих процедур в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.

Сейчас подробнее остановимся на каждом виде закаливания

Закаливание воздухом

Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Воздушные ванны являются нежным, осторожным и эффективным способом закаливания, когда на кожу ребенка воздействуют температура и движение окружающего воздуха и рассеянная солнечная радиация. В результате в организме вырабатывается способность к расширению и сужению кожных сосудов в зависимости от потребности в теплоотдаче. Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.

В нашей группе с детьми мы практикуем следующие виды закаливания воздухом:

1. Соблюдение режима проветривания, в соответствии с СанПиН

2. Утренний прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе в теплое время года;

3. Дыхательная гимнастика

4. Организация физкультурных занятий, п/и, физических упражнений на свежем воздухе;

- в осеннее- весеннее- зимний период утренняя гимнастика и физкультурные занятия в зале без маек;

5. Прогулка

6. Сон с доступом воздуха (+19 ° С. +17 °С) без маек и при открытых фрамугах.

7. «Ленивая гимнастика» в кровати с дыхательными упражнениями после сна. Лежа в постели поверх одеяла, дети выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц.

8. Босохождение,включающее:

- ходьбу по коррегирующим дорожкам после дневного сна

-ходьбу босиком в помещении: на физкультурных занятиях, перед дневным сном до своей кровати в зимний период; после прогулки, гигиенических процедур в летний период;

Дети начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Дети, которые легко простужаются и часто болеют, первоначально ходят по полу в носках, а уже затем босиком.

В своей работе мы сочетаем данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия,применяя разные виды ходьбы: на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, ходьба на внешней стороне стопы, ходьба, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая, носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки или набивные мячи.

В летний период организуем ходьбу по траве во время прогулки. Начинаем ходить босиком в жаркие, солнечные дни, при минимальной температуре воздуха 20 — 22 °С., постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли.

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

В нашей группе закаливание солнцем осуществляется во время прогулки, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей.

При приеме детьми солнечных ванн мы придерживаемся следующих правил:

1. Начинаем световоздушных ванны в тени деревьев;

2. Затем переходим к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяем руки и ноги (на голове обязателен головной убор);

3. Для проведения солнечных ванн под прямыми лучами солнца игры детей организуем на 5 — 6 минут, а затем ребят вновь уводим в тень.

4. Т. к., по мере появления загара солнечные ванны становятся общими, мы детей раздеваем, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводим до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.

Продолжительность закаливания солнечными ваннами зависит от общего состояния ребёнка, температуры воздуха, влажности и скорости движения воздуха.

Закаливание водой включает в себя температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему.

В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, туалет носа, обширное умывание, полоскание полости рта, полоскание горла соляным раствором, обливание стоп, а также обтирание, общие обливания, душ и купания.

В нашей группе проводятся следующие водные закаливающие процедуры:

- обширное умывание прохладной водой после двигательной деятельности детей (физкультурных занятий). Закаливающие процедуры это часть содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т. п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Важно смыть испарину, которая обязательно выступает на теле. Обширное умывание начинаем при температуре не ниже 200, от кончиков пальцев до локтя, плеча, подмышечных впадин, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим обсыханием.

-обширное обтирание, которое осуществляется махровой варежкой намоченной водой и хорошо выжатой.Обтирание производим в следующей последовательности: дети сначала обтирают руки, подмышки, затем грудь, плечи и живот. После этого насухо вытираются до легкого покраснения кожи. Обширное обтирание для детей начинаем теплой водой. Через каждые 5—7 дней температуру воды снижаем, постепенно доводя ее до комнатной. Для ослабленных детей закаливание начинаем с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

- полоскание полости рта кипячёной водой комнатной температуры после каждого приёма пищи и полоскание горла комнатной кипячёной водой.

При организации закаливания мы учитываем принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Например, полоскание водой горла – местное закаливание и обтирание варежкой – общее закаливание приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

- игры с водой на прогулке в летний период.

В заключении хочется сказать, что систематическая и комплексная работа по закаливанию детей в нашей группе даёт положительный результат : практически отсутствует заболеваемость в группе, у детей увеличивается работоспособность, активно формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина, формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Календарное планирование в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема недели «День Победы» Среда 4 мая 14 Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность детей.

Календарное планирование тематической недели «Лето. ПДД» в старшей группе для детей с задержкой психического развития Понедельник 23 мая Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность.

Конспект руководства игровой деятельностью детей с задержкой психического развития в подготовительной группе Название игр: Дидактическая игра «Чем отличаются?». Сюжетно-ролевая «Больница». Подвижная игра «Затейник». Задачи : 1) Образовательные задачи:.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

«Животные наших лесов». Конструкт занятия в средней группе для детей с задержкой психического развития Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ 06 Организация и содержание работы воспитателя в группах компенсирующей.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Особенности представлений об окружающем мире у детей 4–5 лет с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Система закаливающих процедур в группе детей с задержкой психического развития 6–7 лет
Опубликовано: 19 августа 2016 в 21:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Конспект НОД по формированию ФЭМП в 1 мл. группе. По теме: «Пространственные предлоги...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста. По теме: "Пространственные предлоги и наречия (...
Фотоотчет о лепке из пластилина «Муравей» с детьми 5-го года жизни по теме «Насекомые»
Цель: формировать у детей умение лепить из пластилина муравья. Задачи: - продолжать учить детей средней группы лепить из пластилина шарики и столбики,...
Конспект занятия по аппликации в средней группе «Человек в космосе»
Тема:"Человек в космосе" Цели: Формирование представления о космосе и о празднике - Дне космонавтики. Программные задачи: 1. Расширить представления...