МААМ-картинки

Системная регуляция и коррекция нарушений произношения свистящих звуков и стигматической речевой дисфункции у детей

Валерия Мархотко
Системная регуляция и коррекция нарушений произношения свистящих звуков и стигматической речевой дисфункции у детей
▼ Скачать + Заказать документы

АННОТАЦИЯ

Коррекционная работа над проблемами звукопроизношения у дошкольников способствует правильному формированию коммуникативного и сигнификативного функционала речевого аппарата и, как следствие, благоприятно влияет на гармоничное развитие мировоззрения и образа жизни детей, их отношения к окружающим и к самим себе.

Публикация «Системная регуляция и коррекция нарушений произношения свистящих звуков и стигматической речевой дисфункции у детей» размещена в разделах

Данное исследование направлено на практическую регуляцию преодоления речевой дисфункции и частных нарушений произношений свистящих звуков у детей дошкольного возраста. Это обусловлено целесообразностью совершенствования и модернизации действительных подходов, методик и технологий к организации логопедического процесса. Значимость теоретико-практического анализа заключается в негативной прогрессии количества речевых патологий у детей в связи с новыми вводными индивидуальной социализации, уменьшением коммуникативных контактов и необходимостью личностно ориентированного вовлечения логопедов.

Ключевые слова: нарушение звукопроизношения; речевая дисфункция; развитие вербальной коммуникации; дошкольный возраст.

Вербалика является безусловной, врожденной функцией человеческого организма и практическая речь осваивается индивидуумами персонифицировано. Речевое развитие проходит согласно сложившимся закономерностям, которые отчетливо прослеживаются у детей на определё нных возрастных этапах: от 0 до 1 года, от 1 до 3 лет, а также от 3 до 7 лет. Несмотря на условность рамок и принципов, их знание позволит в действительности дифференцировать норму и патологию.

Речевая дисфункция, ограниченность и локальность разговорной коммуникации негативно воздействуют на полноценное развитие дошкольника. Это может проявляться в психических наслоениях, выявлении отрицательных сторон эмоционально-волевой области, формированию таких черт характера, как непринятие себя, излишняя застенчивость, отсутствие решительности и др. Также нарушения звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте могут повлечь за собой отклонения в умственном развитии, в частности высших уровней когнитивной деятельной функции [2, с. 45].

Кандидат педагогических наук Т. В. Александрова в своих трудах выделяет три уровня речевого развития с характерными фонетико-фонематическими компонентами:

1. Диффузное звукопроизношение, обусловленное неустойчивой, лабильной артикуляцией, а также пониженным слуховым распознаванием. Особенности: лепетная речь без выделений отельных звуковой и слоговой структуры.

2. Фонетика речи представлена с наличием искажений, формазамен и смешений звуков. Особенности: спонтанная речь с подменой твердых/мягких, глухих/звонких, свистящий/шипящих, смычных/фрикативных звуков, сигматизм.

3. Отсутствие дифференциации звукопроизношения, замена одного звука на несколько звуков близкой фонетической группы. Особенности: ошибочная речь при коммуникативной звуконаполняемости слов, собственная интерпретация произношения суффиксально/префиксальных морфем [1, с. 10].

Для регуляции представленных уровней речевого развития и особенностей нарушений звукопроизношений организуют коррекционную работу, включающую в себя основные этапы: подготовительный, постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

В связи со слаборазвитой артикуляцией у детей одним из сложных направлений коррекции звукопроизношений является работа со свистящими звуками [З], [С], [Ц] и шипящими [Ж], [Ч], [Ш], [Щ].

Подготовительный этап коррекции звукопроизношения базируется на артикуляционных упражнениях и отработке опорных звуков. Наибольший эффект гимнастических тренировок подвижности рта происходит при дополнительной визуализации – зрительной гимнастике перед зеркалом. Как утверждает советский педагог М. Е. Хватцев: «При помощи добавочного зрительного раздражителя, контролера и тормоза-зеркала, содействующего лучшей дифференциации движений, усиливает осмысление артикуляции» [4, с. 31]. Когда ребенок понимает алгоритм движений, зеркало убирают. Начинается тренировочно-игровая форма взаимодействия логопеда и ребенка. Каждому упражнению – артикуляционному движению – дается яркое ассоциативное название, чтобы ребенок не только на физиологическом, но и на семантическом уровне проводил параллели: «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик с вареньем», «Лодочка», «Маятник», «Пропеллер», «Надуть два шарика», «Худенький Петя», «Подуть через трубочку», «Кто дальше загонит мяч?», «Буря в стакане» и др. В качестве сопровождения к упражнению добавляются тематические картинки.

Отработка опорных звуков – сходных с проблемными по артикуляции – позволяет четко произносить слоги, слова, фразы, что способствует развитию фонематического слуха и хорошей дикции в целом. При артикуляции свистящего звука [С] опорные звуки по щелевому и преъязычному способу образования соответственно – [И], [Ф]. По аналогии для звуков [Ш] и [Ц] опорными являются [Т], [С]; для звука [Ч] – [Т] и [Щ].

На следующем этапе – постановке звука – различают три основных коррекционных способа работы : звукоподражание, с механической помощью и смешанный.

Звукоподражание соотносит определенный звук с объектом (птицей, животным, предметом). Например, [С] – шелестит листва, [Ш] – шипит змея, [З] – пищит комар, [Ж] – жужжит пчела. Для большего спектра задействованных анализаторов используют раскрашивание картинок. Например, слова, начинающиеся со звука [С], закрашивают синим цветом, со звука [Ж] – жёлтым цветом, со звука [З] – зеленым цветом и т. д. [3, с. 35].

Чем больше одновременно работают анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный, тем эффективнее проходит постановка звука. Поэтому к ассоциативному звукоподражанию добавляют механическую помощь педагога.

Этап автоматизации формирует правильное произношение фразовой речи. На этой ступени ребенок соединяет закрепленные согласные звуки с гласными [А], [О], [Ы]. Последовательность слогов: прямые – обратные – проблемные для ребенка. Затем идет цикл игровых упражнений, которые несут повторяющийся, игровой характер. Например, диалог ребенка и логопеда:

«– Загадка: живет в Африке, серый, с большими ушами, вместо носа – большая труба. Кто это? – СССлон. – Правильно. Значит, мы сейчас нарисуем?. – СССлона. – Кого мы рисуем? – СССлона. – Кого мы нарисовали? – СССлона. – Какое слово мы напишем под картинкой? – СССлон». Для автоматизации произношения сложных звуков используются стихотворения, потешки, чистоговорки. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Са-Са-Са – у Соньки длинная коСа».

Коррекционный этап дифференциации позволяет ребенку различать смешиваемые звуки. Например, сочетание соответствующих звуков [З] и [Ж] в таких словах, как «жезл», «залежи», «железо». С использованием картинок дети выявляют дифференцирующие звуки в словах. Помимо этого, словотворчество является действенных методом звукоразделения. Так на занятии ребенок с логопедом может придумать потешку: «Зу-жу, зу-жу, дала Зина молока ежу».

Список литературы:

1. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: учебно-методическое пособие. СПб: Детство-пресс, 2005. — 10 с.

2. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М. : Просвящение, 1972, С. — 43 — 56.

3. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. Ростов н/ Д: Феникс, 2003. — С. 32 — 51.

4. Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М., 1937. — С. 31. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kst-logoped.ucoz.net/polezstranich/khvatcev_m.e-logopedija.pdf ( дата обращения: 01.04.2021)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня»Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня» Цель: - закреплять правильное произношения свистящих звуков. Задачи: - закреплять произношение свистящих звуков в чистоговорках, предложениях,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологовЭмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов - психологов «Берегиня» Состав клуба педагогов - психологов «Берегиня».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системная регуляция и коррекция нарушений произношения свистящих звуков и стигматической речевой дисфункции у детей
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 10:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системная регуляция и коррекция нарушений произношения свистящих звуков и стигматической речевой дисфункции у детей» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Мархотко (УИ 2283264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД