Марина Мандрыгина
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию разработку мастер-класса по теме «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками».
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
ставить цель
решать задачи
отвечать за результат
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.
Публикация «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
В системно-деятельностном подходе существуют правила они представлены на слайде.
Главное достоинство системно – деятельностного подхода это исследовательско – экспериментальная деятельность. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.
Ведущий:Живет в нашем лесу любопытный Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Ручеёк.
Заяц-Коська: Здравствуй ручеёк, ты куда бежишь?
Ручеё к: Хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
Заяц-Коська: Вот здорово, побежали наперегонки.
Ручеё к:Побежали.
Ведущий: Бежали, они бежали. И вдруг увидели в воздухе переливающие всеми цветами радуги прозрачные шары.
Заяц-Коська: Что это такое и как они появляются?
Ручеё к:Это мыльные пузыри.
Этапы работы с мыльными пузырями
Первый : Я говорю детям, что Заяц-Коська очень захотел сделать такие мыльные пузыри, но не знал как? создается проблемная ситуация.
Второй: Затем детям предлагается помочь Зайцу-Коське сделать разноцветные мыльные пузыри.
Третий : ЗАДАЕТСЯ ВОПРОС Вы знаете, что мыльные пузыри – «отличные художники»? детям предлагается порисовать мыльными пузырями и подарить свои рисунки, Заяцу-Коське.
Ведущий: Дети учатся самостоятельно делать мыльные пузыри, пускать их, сравнивать по величине, развивается познавательная активность,любознательность, воображение фантазия, творческое мышление.
Ведущий: Побежали ручеек и Заяц-Коська дальше и оказались у берега огромной реки. Ручеек слился воедино с рекой.
Заяц-Коська: Эй, Ручеёк, где ты?
Ручеё к: Тут я, теперь я с другими ручейками вместе. Так веселее. Посмотри, какая высокая гора стоит на другом берегу, перебирайся на другой берег и узнай, что это за гора.
Заяц-Коська:Как же мне перебраться через реку, чтобы попасть на другой берег? Перед детьми опять возникает проблемная ситуация. Они предлагают свои варианты ответов.
Ведущий: В ходе проведения опыта дети находят разные способы переплыть реку. А какие способы дети нашли вы видите на слайде.
Ведущий: Детисамостоятельно определяют, что можно использовать, чтобы перебраться на другой берег, делают выводы.
Ведущий: Оказавшись на берегу Заяц-Коська увидел,что из горы шел дым, и лилась какая то красная жидкость.
Заяц-Коська:Ой, да это же вулкан!
Заяц-Коська:Что с ним происходит?
Заяц-Коська:У вас на столе стоит макет вулкана. Предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана? Схема опыта показана на слайде.
1. Добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
2. Всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Ведущий: детямзадается вопрос, Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.
Ответы педагогов:Он извергаетсяспокойно.
Ведущий: Делаем вывод вместе с детьми,чтов результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана извергаться пена – лава красного цвета.
Ведущий: Системность подхода заключается в том, что шло постепенное усложнение опытов. Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.
Заключительная часть
Ведущий: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они, соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Ведущий: В заключении прошу Вас оценить мой лот.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!