любовь орлова
Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего развития и становления познавательно-психических процессов и личности ребенка.
Система современного дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Публикация «Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Развитие нашего общества уже невозможно представить без информационных ресурсов. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества, так как использование информационно – коммуникативных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность.
В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования говорится о том, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, где насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе и техническими, в соответствии с Программой ДО.
Информатизация общества ставит перед нами, педагогами - дошкольниками задачи :
• идти в ногу со временем;
• стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
• сформировать основы информационной культуры его личности.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, делать организованную образовательную деятельность более наглядной и динамичной, так как именно они дают такие широкие возможности для развития творческого потенциала ребенка, которые ведут к положительному результату обучения и развития детей как с нормой, так и детей с ЗПР. Наглядное отображение информации при помощи ИКТ способствует повышению эффективности любой деятельности человека, но особенно большую значимость приобретает в специальном (инклюзивном) образовании, ведь ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения детей с ЗПР.
В нашем детском саду функционирует 12 групп, 4-е из которых это группы комбинированной направленности для детей с ЗПР. Соответственно, возникла необходимость поиска комбинированных и наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей. И здесь на выручку пришли именно информационно - коммуникативные технологии, которые позволили детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, повышать познавательную активность не только у детей с нормой в развитии, но и у детей с задержкой психического развития.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:
• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, и дает возможность самопроверки.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
• Тесный контакт педагога с ребенком.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.
Работая воспитателем в группе комбинированно направленности для детей с ЗПР использование ИКТ имеет свои особенности. Так при проведении занятий с детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности, развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников : умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать и предвидеть примерные результаты своих действий.
Так, например, при проведении занятия на тему «Проделки злого волшебника Коптелки»» с использованием ИКТ были поставлены следующие задачи:
• Развивать у детей познавательно – исследовательскую активность при обследовании предметов, умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы;
• Расширять и закреплять представления детей о свойствах воздуха (невидимый, легкий, что ветер-это движение воздуха;
• Формировать у детей представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• Воспитывать интерес к природным явлениям, исследовательской деятельности.
Основными методами в познавательно-исследовательской деятельности явились игровые сюрпризные моменты (виртуальные герои Пузырек воздуха и злой волшебник Коптелка, которые позволили повысить эмоциональную активность детей, сконцентрировать внимание, побудить к поисковой и творческой деятельности.
Использование информационных технологий на протяжении всего занятия (мультимедийная презентация, выполнение практических заданий– проведение опытов позволили детям закрепить полученные знания, а виртуальные персонажи – Пузырек воздуха и злой волшебник Коптелка дали возможность детям почувствовать себя настоящими исследователями, и на собственном опыте познать свойства воздуха, его значимость в жизни человека, животных и растений.
Участие виртуальных героев на занятии играли важную роль, так как они были переходами от одной части занятия к следующей, своеобразными шагами к смене деятельности детей (подаче материала). Отсюда ушла потребность в инструкциях и указаниях воспитателя. Так же они, виртуальные герои, поддерживали инициативу детей с помощью поощрений и пожеланий, что сделало занятие наиболее интересным, насыщенным и занимательным.
При использовании ИКТ необходимо помнить и о здоровье детей. Признавая, что ИКТ - мощное средство для развития детей во всех направлениях, мы всегда должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ». Таким образом, при организации образовательного и воспитательного процесса с использованием ИКТ учитывалась необходимость корректировать предложенную информацию для детей с нормой и ЗПР.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование информационно - коммуникативных технологий в познавательно - исследовательской деятельности и в образовательном процессе в целом, имеет большой потенциал. ИКТ позволяет детям лучше усваивать материал, развивать мышление, воображение, мелкую моторик рук, повышать интерес к обучению, ориентироваться и адаптироваться в современном обществе. При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную активность детей. Сегодня это условие является определяющим для достижения успеха при обучении детей как с нормой в развитии, так и детей с задержкой психического развития.
Литература:
1. Горвиц Ю., Позняк Л, Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г. № 5
2. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании №3 (2010, Раздел: ФГОС второго поколения, стр33
3. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание,200г. №11
4. Машбиц Е. И. психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М,1988. -167с.
5. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа 1997.
6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. МГППУ,2006,-460с.
7. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера,2008.