МААМ-картинки

Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых» для средней группы

Айгуль Мощенко
Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых» для средней группы

Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи

1. Формировать у детей элементарные навыки общения в ситуации отсроченного воспроизведения в памяти наблюдений за насекомыми на «экологической тропе» летом.

2. Воспитывать наблюдательность и эстетическую восприимчивость природных явлений, используя произведения поэзии для детей; продолжать развитие эмоционального интеллекта у детей.

Публикация «Ситуативная беседа „Вспомним лето и насекомых“ для средней группы» размещена в разделах

3. Создавать положительный настрой при общении с объектами природы.

4. Учить замечать красоту насекомых.

5. Знакомить детей с образами насекомых, созданными детскими поэтами.

6. Учить замечать выразительные средства стихов о природе и наслаждаться ими.

7. Воспитывать любознательность, способность замечать необычное в природе и потребность узнавать новое, используя поэтические произведения для детей.

Ход беседы

Воспитатель. Давайте пройдем по нашей «экологической тропе» и вспомним, кого на ней мы видели летом. Может быть, кого-то увидим сейчас? Кого мы замечали на лужайке, хотя они и сливались с травой?

Дети. Зеленых кузнечиков.

Воспитатель. Правильно. В траве мы часто видели кузнечиков. Часто мы могли их разглядеть только тогда, когда они прыгали, а когда они неподвижно седели на травинках, заметить их можно было только приглядевшись. Какое короткое стихотворение мы выучили летом про кузнечика? Вспомните, это стихотворение раскрывает одну его важную особенность.

Дети. Кузнечик, как никто другой, гордится левою ногой.

Он ею стихи не пишет, ногой кузнечик слышит.

Ю. Энтин

У кузнечика уши не на голове, а на левой лапке находятся.

Воспитатель. Правильно. Хорошо, что вы это запомнили. А кого еще летом мы встречали на участке, поможет вам вспомнить это стихотворение-загадка.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. Н Гилевич

Дети. Это бабочка!

Воспитатель. Конечно, еще мы встречали бабочку. Что вы знаете о бабочках?

Дети. Бабочки бывают разные — красивые и не очень.

У бабочек легкие красивые крылья. Они ими взмахивают и легко порхают над цветами. А когда бабочка неподвижно сидит на листике, то она похожа на красивый цветок. Бабочек легко поймать сачком. Рассмотрев бабочку, ее надо отпустить — пусть себе летает. Но бывают такие бабочки, которые приносят только вред. Я помню стихотворение, которое летом мы учили :

Вот бабочка-красавица, Но мне она не нравится. Где бабочка опустится, Капуста там скапустится. Ю. Энтин

Воспитатель. Верно, она своими личинками повреждает кочаны капусты. Ее так и называют — бабочка-капустница. А кто еще летал среди цветов?

Дети. Стрекозы, шмели.

Воспитатель. Правильно. О ком мы еще не вспомнили? Насекомое, которое приносит пользу людям. Можно сказать — «сладкую» пользу. Мы летом знакомились со стихотворением об этом интересном насекомом. Кто из вас его вспомнит?

Дети. На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке — белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела, поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела и жужжит, жужжит: «Не тронь!»

М. Познанская

Воспитатель. Молодцы, что вспомнили это стихотворение! А мы еще одно стихотворение про пчелу учили. Кто вспомнит?

Дети. Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ- «А ты как мог сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: я берегла его на ужин».

М. Бородицкая

Воспитатель. О каких качествах пчелы рассказали нам поэты?

Дети. Пчелы летают над цветками, собирают нектар. Трогать их, ловить — как стрекоз или бабочек — нельзя.

Даже когда помешаешь пчеле сидеть на цветке, она выпустит свое жало. После ее укуса становится очень больно. Сильно жжет, и распухает место укуса.

Воспитатель. Вы все правильно рассказали о пчеле, молодцы! (Прием положительной оценки.) Сейчас я прочту еще одно стихотворение. Подумайте ответьте, что еще можно сказать о пчеле, что хорошего автор говорит об этом насекомом.

Села пчелка на цветок, опустила хоботок. Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

— Нектар!

— А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

Г. Ладонщиков

Дети. Поэт говорит о трудолюбии пчелки. Пчелы все время без устали трудятся.

Воспитатель. Верно, ребята. Даже народная пословица подчеркивает ту особенность пчелы о трудолюбивых людях говорят: «Трудится как пчелка». А каких еще трудолюбивых насекомых мы встречали летом? Чем необычны их домики, ведь мы без труда отличаем их от домиков других насекомых?

Дети. Наверное, это муравьи. Точно муравьи! Их муравейники сразу видны. Вокруг входа в подземелье муравейника множество крупинок земли. Целые горки!

Воспитатель. А кто знает стихотворение о муравьях?

Ребенок. Муравьишки-торопыжки,

Не лентяи, не глупышки, Друг за дружкой по дорожке Тащат зернышки и крошки. Муравью нельзя лениться, Муравей живет трудом: И жучка, и гусеницу Тащит в свой подземный дом. Как увидишь, что спешит Он своей дорогой, Ты его не обижай, Ты его не трогай!

Али Бободжон

Воспитатель. Ребята, чем вам понравилось это стихотворение?

Дети. В нем интересно рассказано о трудолюбии муравьев. Еще рассказано, что муравей поднимает добычу, которая тяжелее его, больше по размеру, чем он сам.

Воспитатель. Да, это так. Муравей считается самым сильным насекомым именно потому, что способен передвигать добычу, которая весит в несколько раз больше, чем он сам. Но, конечно, очень уж огромная добыча ему будет не под силу. Об этом даже есть шуточное стихотворение.

Муравей нашел медведя, сладко спящего в лесу: «Как же я такую ношу в муравейник унесу?»

Б. Заходер

Скажите мне, ребята, как выглядит муравей?

Дети. Муравей небольшого размера, черного цвета. У него есть маленькая голова с глазками, туловище и лапки. С их помощью он быстро передвигается по земле. А еще муравей может так же быстро ползать по стволу дерева, а не только по земле. А вот крылышек у него нет. Летать, как бабочки и стрекозы, он не может.

Воспитатель. Вы хорошо запомнили и правильно описали внешний вид муравья. А вот шуточное стихотворение о муравье и сороконожке. Послушайте и скажите, какое большое их различие подчеркнул автор?

Муравей сороконожке повстречался по дорожке:

— С добрым утром! Как дела?

Сорок лапок подала.

А пока он лапки жал, тут и вечер набежал.

Э. Голъцман

Д е т и. У сороконожки очень много ножек, а у муравья гораздо меньше.

Воспитатель. Добычей муравья могут быть и гусеницы, и жуки. Что мы летом узнали о жуках из наблюдений и стихотворений? Может быть, вы вспомните и стихи, которые мы тогда учили?

Дети. Жуки бывают разного размера, но все они крупнее муравья. Нам тогда такие жуки встречались на «экологической тропе».

Жук — от слова «жужжать».

А я вспомнила стихотворение про жука!

На лужайке, у пенька Мы в траве нашли жука. Жук усатый и большой, Ты нам песенку пропой. Жук отправился в полет, Загудел как самолет: — Жу-жу-жу, жу-жу-жу, До свиданья, я спешу!

Е. Трутнева

Муравьи не издают звуков. Они тихо бегают и таскают в муравейник добычу. А жук — он издает звук. Его можно заприметить по жужжанию. Жуки обычно черного цвета.

Воспитатель. Нет, ребята, не только черного цвета. А божья коровка, какая она? Кто из вас может рассказать о ней или прочесть стихотворение? Пожалуйста, Ваня.

Ребенок : Я поймал в траве жука, но помял его слегка. Говорит мне пленный жук:

- Вот что я тебе скажу

Ты меня не обижай, в банку с крышкой не сажай. Видишь, я хороший, крылышки в горошек. Я уже с тобой дружу, по-приятельски жужжу А с друзьями никогда так не поступают, А друзья друзей всегда в небо отпускают! Если б я тебя поймал, я тебя бы не помял. Да, такого ворчуна отпустить не жаль, Долго он еще брюзжал, улетая вдаль.

Е. Жданова

Воспитатель. Очень хорошее стихотворение, Ваня! Как вы думаете, чему оно учит детей?

Д е т и. Не уничтожать жуков.

Бережно относиться ко всем насекомым.

Воспитатель. Вы правильно поняли главную мысль стихотворения. В вашу «копилочку стихов о доброте» я сегодня добавлю еще одно.

Наблюдал я, как по мне шел жучок как по стене. Шел по рубчику-дорожке, а потом упал в карман И сказал:

— Посплю немножко, не раздавишь, великан? Я сказал:

- Не раздавлю. С детства маленьких люблю.

Г Глушнев

Понравилось вам стихотворение?

Дети. Понравилось. Оно хорошее, доброе. И коротенькое. Его легко запомнить.

Жучок назвал мальчика великаном, потому что он во много раз меньше человека. А всех, кто тебя меньше, нужно только защищать и никогда не обижать.

Воспитатель. Я очень рада, дети, что вы думаете именно так. И так же, надеюсь, будете и поступать. Окружающую нас природу нужно беречь, ведь человек — тоже часть природы.

Дети. Безобидных насекомых обижать и уничтожать нельзя. А вот комар? Как же быть с ним? Я знаю ответ. Он описан в стихотворении:

Лупоглазая лягушка надувает важно брюшко.

У нее одна забота: комара поймать охота.

В. Степанов

Воспитатель. Оказывается, вы уже достаточно много знаете, чтобы ответить на вопросы других детей! Эти знания вы почерпнули не только из наблюдений и моих рассказов, но и из поэзии для детей. Видите, как хорошо много знать и запоминать — быть эрудированным! А с эрудированным человеком всегда приятно поговорить на любые темы.

Д е т и. А вы нам прочтете стихи о птицах или о цветах, о деревьях? Там ведь тоже будет много интересных знаний!

Воспитатель. Конечно, дети! Я вам это обещаю.

Публикации по теме:

Беседа «Поговорим о розе» для детей средней группы. На День розы на МAAMБеседа «Поговорим о розе» для детей средней группы. На День розы на МAAM Цель: формирование начальных представлений о цветке роза. Задачи: -познакомить с особенностями строения роз; -расширять кругозор, экологическое,.

Беседа с детьми подготовительной группы «Таинственный мир насекомых»Беседа с детьми подготовительной группы «Таинственный мир насекомых» Цель: расширить представления детей о насекомых. Задачи : - вызвать интерес к окружающему нас миру, формировать реалистические представления.

Беседа с детьми средней группы об овоще «Картофеле»Беседа с детьми средней группы об овоще «Картофеле» Цель: обобщить и закрепить знания у детей о картофеле. Задачи: формировать детей о том, откуда берется картошка, как она растет; повторить,.

Беседа с детьми средней группы «Эти забавные кошки»Беседа с детьми средней группы «Эти забавные кошки» Цель: - воспитывать интерес и любовь к кошкам - познакомить детей с повадками и особенностями этого животного - развивать любознательность.

Беседа с детьми средней группы «Зимующие птицы»Беседа с детьми средней группы «Зимующие птицы» Цель беседы: формирование предложение у детей дошкольного возраста о зимующих птицах. Задачи: учить детей различать и правильно называть.

Беседа с детьми средней группы «Солнечная система»Беседа с детьми средней группы «Солнечная система» Таинственный мир космоса с давних времён притягивал внимание людей. Когда мы смотрим в ночное небо, там видим много звёзд,они нам кажутся.

Консультация «Как с пользой провести лето, или Знакомство с миром насекомых»Консультация «Как с пользой провести лето, или Знакомство с миром насекомых» Консультация «Как с пользой провести лето» или «Знакомство с миром насекомых» Цель работы: Расширять и закреплять знания детей о насекомых,.

Краткосрочный проект «Путешествие в мир насекомых» для средней группыКраткосрочный проект «Путешествие в мир насекомых» для средней группы В течении двух недель мы с детьми средней группы посвящали время знакомству с многообразием мира насекомых. В рамках проекта было проведено.

Рассказ-беседа по патриотическому воспитанию с детьми средней группы о ВОВРассказ-беседа по патриотическому воспитанию с детьми средней группы о ВОВ В этом году исполняется 75 лет со дня победы в Великой отечественной войне, в планах по ФГОС детям дошкольного возраста необходимо давать.

Рекомендации по пошаговому рисованию насекомых для воспитанников средней группыРекомендации по пошаговому рисованию насекомых для воспитанников средней группы Рекомендации даются родителям воспитанников средней группы для выполнения задания по дистанционному обучени. по теме недели "Насекомые".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых» для средней группы
Опубликовано: 18 мая 2021 в 20:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД