МААМ-картинки

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Алёна Малькова
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему

"Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, эмоций, отношений. Данный период является необходимым этапом в развитии норм поведения и механизмов деятельности, в становлении дошкольника как личности. Этому способствуют изменения, которые происходят в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками. Вследствие этого расширяются рамки нравственного воспитания ребят старшего дошкольного возраста.

Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопросы нравственного воспитания детей были предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Но при этом, изученный материал по проблеме нравственного воспитания необходимо переосмыслить, учитывая современные социально-экономические преобразования, происходящие в обществе.

В педагогической энциклопедии понятие "нравственное воспитание" характеризуют таким образом: "Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении" [1, 324].

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста есть постоянный процесс развития и обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой. Воспитанник должен обладать такими принципами, нормами и правилами поведения в социуме, где его моральные идей становятся достоянием общества, страны и превращаются в нормы и правила поведения.

Для определения возможностей и задач воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть основные психолого-педагогические особенности развития детей в соответствии с выделенными критериями.

Образно-содержательный критерий – наличие у детей представлений о нравственных качествах. В. А. Сластенин, развивал положение возрастной периодизации Л. С. Выготского, о взаимосвязях психологических новообразований и социальной ситуации развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). В старшем дошкольном возрасте у ребенка продолжается развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, о людях среди которых находится ребенок, о самом себе, складывается самооценка. Нравственные нормы дети усваивают подражая взрослым. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам [5, 94].

Эмоционально-мотивационный критерий – закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости, эмоциональной отзывчивости. Формирование у ребенка нравственных качеств происходит на основе развития у него понимания различать состояния окружающих его взрослых и сверстников. Дети данного возраста способны распознавать переживание другого человека по внешним проявлениям, сопереживать эмоциям другого человека, способны выражать свое эмоциональное отношение, проявлять активное эмоциональное отношение.

Действенно-практический критерий – овладение моделями нравственного поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.

Именно в поведении, в практической реализации нравственных качеств, в конкретных поступках, проявляется их действенность, наиболее четко выступает их содержательная сторона, отражающая связь субъективных образований в сознании личности и с объективным миром. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность воспитываемого качества. Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения. Воспитание у ребенка трудолюбия, гуманного отношения к сверстникам, саморегуляции поведения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте вступает в мир социальных взаимоотношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять. Это осуществляется, в соответствующих возрасту видах деятельности. Ребенок данного возраста становится субъектом деятельности, овладевает не только конкретными продуктивными действиями, но и такими компонентами деятельности, как целеполагание, самооценка и др. что отражается на его социально-эмоциональной сфере. Согласно мнению В. С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется следующими условиями нравственного развития : знание правил и норм поведения, привычками, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Как считает В. С. Мухина нужно учить ребенка видеть и понимать людей, потому что это самое сложное в воспитании человека [4, 50].

Старший дошкольник может управлять своим поведением, у них происходит формирование нравственных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о «добре» и «зле», «справедливости». Нравственное развитие ребенка в этом возрасте в процессе работы с художественной литературой обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети старшего дошкольного возраста, способны идентифицировать себя с другими людьми, персонажами сказок.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития нравственных качеств. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно с этим, он весьма благоприятен для формирования нравственной воспитанности ребенка, черты которого зачастую проявляются в течение всей жизни.

Немало современных ученых - педагогов и представителей педагогической общественности обратили внимание на значительную роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. Они считают, что все самое ценное, собранное в течение многих веков, может и должно быть использовано педагогами в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Сказка в увлекательной форме помогает ребенку увидеть жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Посредством сказки происходит показ нравственного поведения не через абстрактные понятия, а через действия реальных персонажей, поступки которых значимы для ребёнка.

В практике применения сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных задач, одна из которых: выявление педагогических условий действенного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Эффективным средством воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка значима в решении задач воспитания нравственных качеств, так как способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений [2].

При чтении сказки, малыш видит пред собой образы героев, определенную картину или конкретную ситуацию, переживает вместе с героем событие. Чем сильнее ребенок прочувствует сказку, тем сильнее у него переживания, тем насыщеннее представления об окружающем мире, о реальности. В сказке всегда торжествует добро и уничтожается зло.

Она демонстрирует те правильные, с точки зрения морали и общепринятых норм, жизненные пути, в чем счастье или горе, какова расплата героя за его ошибки.

Интересным нам показался опыт применения сказки для развития дошкольников, представленный Л. Б. Фесюковой в книге «Воспитание сказкой», в которой на конкретных, увлекательных примерах, описываются нестандартные приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями, представлены разработки сказок и художественных произведений по методической схеме, рекомендуются русские, украинские, зарубежные, народные и авторские произведения Л. Толстого, А. Пушкина, К. Ушинского и других авторов [6].

Сказка должна быть понятна, доступна, и подбираться с учетом возрастных особенностей детей. Книга прочитана, но она еще длительное время должна жить в группе, в семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Следует создавать такие игровые ситуации, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, вступят в контакт друг с другом. Только в этом случае те чувства, т. е. эмоции, что появились в ходе чтения, найдут выход и обретут такое развитие, которое предполагает педагогический процесс.

Процесс воспитания нравственных качеств сложный и многогранный. Сказка в своем нравственно - поучительном качестве проходит весь путь формирования у детей нравственного сознания.

Первый компонент этого процесса - формирование у детей эмоционально - нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог организует так свою деятельность, чтобы дать возможность детям пережить эмоционально произведение.

Слушая сказу, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия в сказке, сопереживает с героем. Педагог активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, формирует потребность помочь другому в беде, стремится преодолеть и наказать зло. У ребенка появляется желание быть красивым, умным, добрым, похожим на героя произведения.

В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучению в нравственно - этической сфере. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно - изобразительные средства для передачи этого образа.

Третий компонент - формирование индивидуальных нравственно - этических свойств личности. В дошкольном возрасте формируются нравственно - этические предпосылки вкуса, формируется эмоционально - оценочное отношение ребенка к окружающей действительности [3].

Сказка способствует развитию нравственных качеств и представлений детей, но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку. Книга открывает перед ним много неизвестного и ему сложно самому разобраться во всем. Поэтому, работа со сказками в детском саду предполагает и ведение этических бесед.

Воспитание способности к сопереживанию тесно связано с воспитанием доброты, заботы о близком человеке, защиты того, кто слабее и беспомощнее.

Чувство доброты, которое дети проявляют сначала к своим близким постепенно переходит на других людей, сказки могут этому посодействовать.

Подбор детских сказок недостаточен, не подходит для нравственного воспитания дошкольников, часто производится с учетом реализации задач по расширению словаря.

Таким образом, в результате анализа теоретических источников, нами был сделан вывод, что эффективность использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста может достигаться при соблюдении следующих педагогических условий:

- наличие в содержании сказок ярко выраженных нравственных понятий;

- соответствие основных характеристик героев образцам социально-одобряемого нравственного поведения;

- систематическое закрепление информации полученной при чтении сказок в разных формах образовательной деятельности;

- нетрадиционное использование сказочного материала.

Список литературы

1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под редакцией Б. М. Бим-Бад // Большая Российская энциклопедия. М: Просвещение, 2018. - 528 с.

2. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст]/Р. М. Кадырова// Молодой ученый. -2015.-№7. С. 762-766 с.

3. Липницкая, А. В. Программа нравственного воспитания дошкольников [Текст] / А. В. Липницкая - М: Издательский дом "Народная асвета", 2013. - 150 с.

4. Мухина, B.C. Возрастная психология. [Текст] учебник для студентов вузов / 10-е изд., перераб. и доп. - М. : 2006. - 608 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика[Текст] Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений 4-е изд., / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. - 576 с.

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. - М. : ФОЛИО, АСТ, 2015. - 464 с.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2019 в 12:27
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД