МААМ-картинки

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Алёна Малькова
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему

"Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, эмоций, отношений. Данный период является необходимым этапом в развитии норм поведения и механизмов деятельности, в становлении дошкольника как личности. Этому способствуют изменения, которые происходят в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками. Вследствие этого расширяются рамки нравственного воспитания ребят старшего дошкольного возраста.

Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопросы нравственного воспитания детей были предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Но при этом, изученный материал по проблеме нравственного воспитания необходимо переосмыслить, учитывая современные социально-экономические преобразования, происходящие в обществе.

В педагогической энциклопедии понятие "нравственное воспитание" характеризуют таким образом: "Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении" [1, 324].

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста есть постоянный процесс развития и обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой. Воспитанник должен обладать такими принципами, нормами и правилами поведения в социуме, где его моральные идей становятся достоянием общества, страны и превращаются в нормы и правила поведения.

Для определения возможностей и задач воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть основные психолого-педагогические особенности развития детей в соответствии с выделенными критериями.

Образно-содержательный критерий – наличие у детей представлений о нравственных качествах. В. А. Сластенин, развивал положение возрастной периодизации Л. С. Выготского, о взаимосвязях психологических новообразований и социальной ситуации развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). В старшем дошкольном возрасте у ребенка продолжается развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, о людях среди которых находится ребенок, о самом себе, складывается самооценка. Нравственные нормы дети усваивают подражая взрослым. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам [5, 94].

Эмоционально-мотивационный критерий – закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости, эмоциональной отзывчивости. Формирование у ребенка нравственных качеств происходит на основе развития у него понимания различать состояния окружающих его взрослых и сверстников. Дети данного возраста способны распознавать переживание другого человека по внешним проявлениям, сопереживать эмоциям другого человека, способны выражать свое эмоциональное отношение, проявлять активное эмоциональное отношение.

Действенно-практический критерий – овладение моделями нравственного поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.

Именно в поведении, в практической реализации нравственных качеств, в конкретных поступках, проявляется их действенность, наиболее четко выступает их содержательная сторона, отражающая связь субъективных образований в сознании личности и с объективным миром. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность воспитываемого качества. Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения. Воспитание у ребенка трудолюбия, гуманного отношения к сверстникам, саморегуляции поведения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте вступает в мир социальных взаимоотношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять. Это осуществляется, в соответствующих возрасту видах деятельности. Ребенок данного возраста становится субъектом деятельности, овладевает не только конкретными продуктивными действиями, но и такими компонентами деятельности, как целеполагание, самооценка и др. что отражается на его социально-эмоциональной сфере. Согласно мнению В. С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется следующими условиями нравственного развития : знание правил и норм поведения, привычками, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Как считает В. С. Мухина нужно учить ребенка видеть и понимать людей, потому что это самое сложное в воспитании человека [4, 50].

Старший дошкольник может управлять своим поведением, у них происходит формирование нравственных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о «добре» и «зле», «справедливости». Нравственное развитие ребенка в этом возрасте в процессе работы с художественной литературой обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети старшего дошкольного возраста, способны идентифицировать себя с другими людьми, персонажами сказок.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития нравственных качеств. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно с этим, он весьма благоприятен для формирования нравственной воспитанности ребенка, черты которого зачастую проявляются в течение всей жизни.

Немало современных ученых - педагогов и представителей педагогической общественности обратили внимание на значительную роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. Они считают, что все самое ценное, собранное в течение многих веков, может и должно быть использовано педагогами в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Сказка в увлекательной форме помогает ребенку увидеть жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Посредством сказки происходит показ нравственного поведения не через абстрактные понятия, а через действия реальных персонажей, поступки которых значимы для ребёнка.

В практике применения сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных задач, одна из которых: выявление педагогических условий действенного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Эффективным средством воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка значима в решении задач воспитания нравственных качеств, так как способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений [2].

При чтении сказки, малыш видит пред собой образы героев, определенную картину или конкретную ситуацию, переживает вместе с героем событие. Чем сильнее ребенок прочувствует сказку, тем сильнее у него переживания, тем насыщеннее представления об окружающем мире, о реальности. В сказке всегда торжествует добро и уничтожается зло.

Она демонстрирует те правильные, с точки зрения морали и общепринятых норм, жизненные пути, в чем счастье или горе, какова расплата героя за его ошибки.

Интересным нам показался опыт применения сказки для развития дошкольников, представленный Л. Б. Фесюковой в книге «Воспитание сказкой», в которой на конкретных, увлекательных примерах, описываются нестандартные приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями, представлены разработки сказок и художественных произведений по методической схеме, рекомендуются русские, украинские, зарубежные, народные и авторские произведения Л. Толстого, А. Пушкина, К. Ушинского и других авторов [6].

Сказка должна быть понятна, доступна, и подбираться с учетом возрастных особенностей детей. Книга прочитана, но она еще длительное время должна жить в группе, в семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Следует создавать такие игровые ситуации, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, вступят в контакт друг с другом. Только в этом случае те чувства, т. е. эмоции, что появились в ходе чтения, найдут выход и обретут такое развитие, которое предполагает педагогический процесс.

Процесс воспитания нравственных качеств сложный и многогранный. Сказка в своем нравственно - поучительном качестве проходит весь путь формирования у детей нравственного сознания.

Первый компонент этого процесса - формирование у детей эмоционально - нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог организует так свою деятельность, чтобы дать возможность детям пережить эмоционально произведение.

Слушая сказу, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия в сказке, сопереживает с героем. Педагог активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, формирует потребность помочь другому в беде, стремится преодолеть и наказать зло. У ребенка появляется желание быть красивым, умным, добрым, похожим на героя произведения.

В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучению в нравственно - этической сфере. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно - изобразительные средства для передачи этого образа.

Третий компонент - формирование индивидуальных нравственно - этических свойств личности. В дошкольном возрасте формируются нравственно - этические предпосылки вкуса, формируется эмоционально - оценочное отношение ребенка к окружающей действительности [3].

Сказка способствует развитию нравственных качеств и представлений детей, но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку. Книга открывает перед ним много неизвестного и ему сложно самому разобраться во всем. Поэтому, работа со сказками в детском саду предполагает и ведение этических бесед.

Воспитание способности к сопереживанию тесно связано с воспитанием доброты, заботы о близком человеке, защиты того, кто слабее и беспомощнее.

Чувство доброты, которое дети проявляют сначала к своим близким постепенно переходит на других людей, сказки могут этому посодействовать.

Подбор детских сказок недостаточен, не подходит для нравственного воспитания дошкольников, часто производится с учетом реализации задач по расширению словаря.

Таким образом, в результате анализа теоретических источников, нами был сделан вывод, что эффективность использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста может достигаться при соблюдении следующих педагогических условий:

- наличие в содержании сказок ярко выраженных нравственных понятий;

- соответствие основных характеристик героев образцам социально-одобряемого нравственного поведения;

- систематическое закрепление информации полученной при чтении сказок в разных формах образовательной деятельности;

- нетрадиционное использование сказочного материала.

Список литературы

1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под редакцией Б. М. Бим-Бад // Большая Российская энциклопедия. М: Просвещение, 2018. - 528 с.

2. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст]/Р. М. Кадырова// Молодой ученый. -2015.-№7. С. 762-766 с.

3. Липницкая, А. В. Программа нравственного воспитания дошкольников [Текст] / А. В. Липницкая - М: Издательский дом "Народная асвета", 2013. - 150 с.

4. Мухина, B.C. Возрастная психология. [Текст] учебник для студентов вузов / 10-е изд., перераб. и доп. - М. : 2006. - 608 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика[Текст] Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений 4-е изд., / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. - 576 с.

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. - М. : ФОЛИО, АСТ, 2015. - 464 с.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2019 в 12:27
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Малькова (УИ 1799383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД