Папки-передвижки

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Наталья Козельская
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Аннотация. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Публикация «Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Ключевые слова: нравственное воспитание, сказка, образы сказок.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать : как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. В отличие от «героев» массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, сказка о Никите Кожемяке учит тому, что не жажда мести, а способность к состраданию может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою.

Волшебные сказки и героический эпос (былина) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. В нашей группе есть место для «богатырского облачения» и кукольных персонажей к былинам, с их помощью ребенок может самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.

Психолого-педагогические возможности сказок обширны, они развивают личность ребенка, обогащают его внутренний мир, обучают, воспитывают.

Работа над сказками делится на этапы :

1. Чтение. Работа над сказками начинается с чтения народных и литературных сказок. Чтение доставляет много счастливых минут, не раз заставляет детей подивиться богатству народной выдумки. Для младших школьников лучшим путем восприятия является выразительное чтение педагога, не менее важно и научить детей выразительно читать.

2. Разбор и обсуждение. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки мы учимся ставить ряд вопросов о прочитанном, вместе с ребенком пробуем анализировать сказку, задумываемся о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

3. Творческая работа. (Рисование и лепка из пластилина и соленого теста). Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют и рисуют. Особенно популярна у детей лепка. Каких только сказочных персонажей они умудряются лепить. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительную способность, понимание прекрасного и любовь к искусству.

4. Драматизация. При разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости («Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой» и др., об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Круть и Верть»). Инсценировка сказок помогает выражать сказочные характеры, развивать речь и творческие способности детей. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело».

5. Придумывание сказок детьми. По своему содержанию сказки детей делятся на богатырские, о животных, фантастические или волшебные. В них отражается мечта детей о том, чтобы не было бедных, злых; осуждается жадность, трусость, жестокость, прославляются доброта, трудолюбие, подвиги сильных и смелых людей.

6. Выставки рисунков детей по мотивам сказок. Подобная работа может быть построена на основе любой сказки, которая не только даёт информацию, но и показывает варианты действий и их результаты.

Сказка – прекрасное творение народного искусства. Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания малышей. Так как, в ней отражена жизнь со злом и добром, счастьем и горем, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Список литературы:

1. Архангельский Н. В. нравственное воспитание. М. : Просвещение, 2010. - 48с.

2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17

3. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно - эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62

4. Паршукова Г. В сказочной стране цикл занятий по нравственному развитию

старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 71-78.

5. Соловьева Е. В. Наследие : и быль, и сказка. : пособие по нравственному

воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе

традиционной отечественной культуры. – М. : Обруч, 2011. - 144 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников. Все начинается с любви - и озарение, и работа.

Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста Маслова Н. В., Кулагина Е. В Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356» «Фольклор.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возрастаИгра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста Цель: на основе теоретического изучения проблемы разработать систему воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста посредством.

Педагогический проект «Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Тип проекта: групповой, информационно-творческий, долгосрочный. Актуальность: Воспитание нравственных качеств у.

План по саморазвитию «Народные сказки, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

План самообразования «Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» Тема самообразования: Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста. Цель работы по данной.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 6 октября 2016 в 14:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козельская (УИ 818742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД