Наталья Козельская
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Аннотация. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Публикация «Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Ключевые слова: нравственное воспитание, сказка, образы сказок.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать : как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. В отличие от «героев» массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, сказка о Никите Кожемяке учит тому, что не жажда мести, а способность к состраданию может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою.
Волшебные сказки и героический эпос (былина) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. В нашей группе есть место для «богатырского облачения» и кукольных персонажей к былинам, с их помощью ребенок может самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.
Психолого-педагогические возможности сказок обширны, они развивают личность ребенка, обогащают его внутренний мир, обучают, воспитывают.
Работа над сказками делится на этапы :
1. Чтение. Работа над сказками начинается с чтения народных и литературных сказок. Чтение доставляет много счастливых минут, не раз заставляет детей подивиться богатству народной выдумки. Для младших школьников лучшим путем восприятия является выразительное чтение педагога, не менее важно и научить детей выразительно читать.
2. Разбор и обсуждение. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки мы учимся ставить ряд вопросов о прочитанном, вместе с ребенком пробуем анализировать сказку, задумываемся о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.
3. Творческая работа. (Рисование и лепка из пластилина и соленого теста). Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют и рисуют. Особенно популярна у детей лепка. Каких только сказочных персонажей они умудряются лепить. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительную способность, понимание прекрасного и любовь к искусству.
4. Драматизация. При разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости («Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой» и др., об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Круть и Верть»). Инсценировка сказок помогает выражать сказочные характеры, развивать речь и творческие способности детей. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело».
5. Придумывание сказок детьми. По своему содержанию сказки детей делятся на богатырские, о животных, фантастические или волшебные. В них отражается мечта детей о том, чтобы не было бедных, злых; осуждается жадность, трусость, жестокость, прославляются доброта, трудолюбие, подвиги сильных и смелых людей.
6. Выставки рисунков детей по мотивам сказок. Подобная работа может быть построена на основе любой сказки, которая не только даёт информацию, но и показывает варианты действий и их результаты.
Сказка – прекрасное творение народного искусства. Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания малышей. Так как, в ней отражена жизнь со злом и добром, счастьем и горем, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Список литературы:
1. Архангельский Н. В. нравственное воспитание. М. : Просвещение, 2010. - 48с.
2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17
3. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно - эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62
4. Паршукова Г. В сказочной стране цикл занятий по нравственному развитию
старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 71-78.
5. Соловьева Е. В. Наследие : и быль, и сказка. : пособие по нравственному
воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе
традиционной отечественной культуры. – М. : Обруч, 2011. - 144 с.