Получи документы

Конспект ООД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для старших дошкольников

Марина Владимирова
Конспект ООД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для старших дошкольников

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с русским народным творчеством

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Приоритетная образовательная область - речевое развитие в интеграции с образовательными областями познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование интереса к русским народным сказкам.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД „Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Обучающие:

- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;

- формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям, героям, загадкам, эпизодам, соотносить волшебный предмет с героем сказки с использованием интерактивной игры;

- закрепить навыки детей краткого пересказа сказок.

Развивающие:

- развивать у детей мышление, внимание, память, речь;

- развивать инициативу и умение действовать согласованно;

- развивать умения собирать пословицу по картинкам и объяснять её смысл.

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброту, заботу, честность, уважение к старшим, отзывчивость на примере поступков сказочных героев.

Материалы и оборудование:

- проектор, ноутбук, экран, презентация интерактивной игры-ходилки «Путешествие по русским народным сказкам»;

- детские рисунки «Моя любимая русская народная сказка»;

- большие картинки героев сказок : Царевна-лягушка, Курочка Ряба, Змей Горыныч, Василиса Прекрасная, Емеля;

- сундук, муляж книги и книга «Русские народные сказки», кубик для игры «ходилка», конверт с иллюстрациями сказок : «Гуси-лебеди», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Зимовье»;

- дидактическая игра «Собери пословицу»;

- разрезные картинки сказок : «Царевна-лягушка», «Емеля», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок», «Маша и медведь»;

- дидактическая игра «Что сначала, что потом» (наборы картинок к сказкам : «Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»);

- игрушки по 2 штуки: лиса, волк, заяц, медведь, петушок; чудесный мешочек.

Ход:

I этап: организационно-мотивационный

Воспитатель с детьми в группе, рассматривает книги с русскими народными сказками.

Воспитатель: Ребята, вы недавно вместе со своими мамами, папами рисовали свою любимую русскую народную сказку. Давайте вместе еще раз посмотрим на ваши рисунки.

Дети проходят к стенду и рассматривают рисунки, которые рисовали вместе с родителями на тему «Моя любимая русская народная сказка».

Воспитатель: В каких сказках живут эти герои? (рассуждения детей)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое сказка? (это волшебная история, которую люди рассказывали друг другу, сочиняли для своих детей. Расскажет бабушка историю своей дочке, а та перескажет её своей дочке, добавит что-то новое, так и получались сказки).

Воспитатель: Да, сказки передавали друг другу словами, т. е. устно. Поэтому сказка это устное народное творчество. Ребята, что еще относится к устному народному творчеству? (пословицы и поговорки, потешки, загадки, песни, считалки, заклички).

Воспитатель: У каждого народа есть свои сказки и у русского народа есть сказки. В русских народных сказках говорится о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться, уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом. Родину. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились. В сказках люди отражали и то, о чем мечтали. О чем мечтали русские люди? (мечтали они о коврах- самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных, о разных волшебных предметах).

Воспитатель: В сказках отражали и то, чего боялись.

Чего боялись, русские люди? (войны, голода).

А ещё кого боялись? (Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча).

Воспитатель: Правильно, а еще люди боялись лешего, кикимору, водяного. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной, в болоте — кикимора.

Воспитатель: А что всегда прославлялось в русских народных сказках? (добро, помощь старшим, умение трудиться).

Воспитатель: Всегда в русских народных сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. А еще ребята, сказки нужно очень внимательно слушать, каждая из них чему-то учит, а что-то осуждает или высмеивает. Как гласит народная мудрость - Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла новую книгу с интересными русскими народными сказками. Она лежит на полочке в книжном уголке. Давайте, почитаем её.

Воспитатель с детьми подходят к книжному уголку и находят большую книгу.

Воспитатель: Ой! Что такое! Здесь нет ни одной страницы, один переплет. Куда же всё пропало? Что же делать? (дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации).

На экране появляется Баба Яга.

Баба Яга:

- Книгу я заколдовала.

Унесла из книги сказки,

Чтоб не знали дети ласки.

Коли сказки вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.

А сказки ваши я спрятала в сундуке под пятью замками. Ключи от замков вы получите, если выполните мои задания, которые находятся в конвертах. А поможет вам моя сказочная карта и кубик. (За каждое выполненное задание на экране появляется ключ)

На карте изображена игра-ходилка с цветными кружкам и героями сказок с заданиями (см. правила игры - приложение1)

Воспитатель: Вот ведь, какая вредная Баба Яга, новую книгу с русскими народными сказками забрала. Видно самой интересно их почитать. Так попросила бы, мы ведь не жадные, почитали бы и ей дали. Ну, что ребята, будем искать сказки из нашей новой книги или просто так отдадим Бабе Яге? (нет, не отдадим, будем искать).

Воспитатель и дети внимательно смотрят на карту. На карте расположены сказочные герои со стрелками.

Старт Царевна-Лягушка Курочка Ряба Змей Горыныч Василиса Прекрасная Емеля Баба Яга

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нам сейчас делать? (рассуждения детей)

II этап: основной

Последовательность заданий будет зависеть от кубика и от правил игры

(см. правила игры - приложение1)

Дети бросают кубик.

Полянка Царевны-Лягушки.

Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит конверт, давайте прочитаем задание: «Угадайте название русской народной сказки по картинке».

Картинка «Гуси-лебеди».

Воспитатель: Ребята как называется эта сказка? (русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).

Воспитатель: Правильно, о чём говорится в этой сказке? (в сказке говорится о том, как девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братик попал в беду. Его украли гуси-лебеди. Девочка испугалась и побежала искать его).

Воспитатель: Ребята, а у кого она помощи просила? (у яблони, у печки, у речки).

Воспитатель: Да, смелая была девочка, не побоялась одна идти к Бабе Яге и спасла братика. Чему эта сказка учит? (сказка учит любить своих родных, не бросать в беде и слушаться взрослых).

Воспитатель: Правильно не зря в поговорке говорится: «Друзья познаются в беде».

Картинка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Воспитатель: Ребята, что это за сказка? (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»).

Воспитатель: Кто главные герои этой сказки? (воробей, мышонок и блин).

Воспитатель: Какая история с ними произошла? (в начале сказки воробей, мышонок и блин жили дружно, каждый свою работу делал. Воробей еду приносил, мышонок дрова рубил, блин - щи да кашу варил. Потом воробью показалось, что только он работает, а другие нет).

Воспитатель: Что воробей предложил своим друзьям? (поменяться работой).

Воспитатель: Да и ничего у них не получалось. Только в беду попали. Что случилось с героями этой сказки? (мышка ошпарилась, когда щи варила, у блина на охоте полбока лиса откусила, воробей клюв себе поранил, когда дрова рубил).

Воспитатель: Сидят, плачут, что ничего-то у них не получается. Стыдно воробью стало, и каждый опять стал делать то, что умеет. Воробей еду приносил, мышонок дрова рубил, блин - щи да кашу варил. Ребята, чему эта сказка учит? (сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом, то, что умеет).

Воспитатель: Верно, сказано : «Других не суди, на себя посмотри».

Картинка «Зимовье»

Воспитатель: Ребята, а эти герои из какой сказки? (русская народная сказка «Зимовье»).

Воспитатель: О чем эта сказка? (эта сказка о зверях, которые решили жить в лесу. Лето прошло, наступила осень, и в лесу стало холодно. Они решили построить для себя теплый дом).

Воспитатель: А кто нарушил их спокойную жизнь? (голодные злые волки хотели проверить, кто в зимовье живет. Но звери испугали волка, напали на него. Волки больше не приходили в дом).

Воспитатель: Как говорится: «Один за всех и все за одного». По одному может и не справились бы, а вместе одолели волка.

На экране появляется ключ (со звуком)

Воспитатель: У Царевны – Лягушки мы выполнили задания и появился ключ от сундука. Бросайте кубик снова.

Последовательность заданий будет зависеть от кубика и от правил игры

(см. правила игры- приложение1)

Поляна Курочки - Рябы.

Воспитатель: Пойдемте к Курочке - Рябе. Нужно посмотреть задание в конверте.

Дидактическая игра «Собери и назови пословицу»

Воспитатель: Ребята, здесь написано задание «Собери и назови пословицу», а что такое пословица? (это мудрое выражение, которое чему-то учит).

Воспитатель: Правильно это выражение, имеющее поучительный смысл. А о чём в них говорится (о том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему – то).

Воспитатель: Ребята доставайте картинки, возьмите себе по одной. Найдите себе пару, чтобы получилась целая пословица.

Дети собирают пословицу из двух картинок «За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь»

Воспитатель: Что за пословицу вы собрали? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).

Воспитатель: Правильно, а что эта пословица означает? (когда делаешь два дела сразу, то ничего не сделаешь).

Воспитатель: Правильно, если побежать сразу за двумя зайцами, они обязательно тебя перехитрят: один вправо, а другой влево, так ни кого и не поймаешь. Так и в деле, лучше не торопиться, одно дело сделать, чем начать два дела и ни одного хорошо не сделать.

Дети собирают следующую пословицу

«Без труда - не вытащишь рыбку из пруда»

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу? (чтобы что-то получилось, нужно потрудиться).

Воспитатель: Чтобы рыбу поймать, надо потрудиться: и место выбрать хорошее, и наживку насадить старательно, и за поплавком следить: не клюет ли рыба. А в других делах можно ли без труда обойтись? Например, ягоды можно без труда набрать? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, нет! Чтобы ягод набрать, надо в лес сходить, за каждой ягодкой наклониться, в корзинку положить. То есть эта пословица не только про рыбку, а про любое дело, где потрудиться надо.

Пословица «Не спеши языком, торопись делом»

Воспитатель: Как эта пословица звучит? (не спеши языком, торопись делом).

Воспитатель: Ребята, о чём в этой пословице говорится? (если какое - то дело хочешь сделать, надо не говорить про него, а делать).

Пословица «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Воспитатель: Ребята, как вы можете объяснить эту пословицу? (деньги не всегда могу помочь в жизни, а вот верные друзья всегда придут на помощь, надо дорожить не деньгами, а друзьями).

Пословица «Доброе слово и кошке приятно»

Воспитатель: Что означает эта пословица? (всем приятно слышать добрые слова, когда обращаются друг к другу вежливо и спокойно).

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. Ребята, а какие сказки подходят к этим пословицам. (рассуждения детей).

На экране появляется второй ключ.

Воспитатель: Бросайте кубик, пойдемте дальше.

Последовательность заданий будет зависеть от кубика и от правил игры

(см. правила игры- приложение1)

Поляна Змея-Горыныча.

Воспитатель: Давайте откроем конверт и прочитаем задания.

Дидактическая игра «Собери сказку»

(разрезные картинки «Царевна-лягушка», «Емеля», «Заюшкина Избушка», «Бычок - смоляной бочок», «Маша и медведь»)

Воспитатель: Вот Баба Яга и здесь свою руку приложила, все картинки со сказками разрезала. Нам необходимо их собрать, чтобы быстрее получилось, давайте разделимся на пары. Каждая пара будет собирать свою сказку.

Воспитатель: Молодцы, быстро справились, из каких же сказок эти герои? (дети называют героев и название сказок).

Воспитатель: Третий ключ появился. Давайте двигаться дальше, бросайте кубик.

Последовательность заданий будет зависеть от кубика и от правил игры

(см. правила игры- приложение1)

Поляна Василисы Прекрасной.

Воспитатель: А вот и конверт с заданием.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь надо сделать? (собрать сказку по порядку).

Воспитатель: Все картинки из сказок перепутались. Необходимо их расставить по порядку: что было в начале сказки, что в середине, и что в конце. Ничего страшного, мы же с вами много сказок знаем. Ребята посмотрите, кто какую сказку будет собирать? Можете разделиться на пары.

Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим, правильно ли мы всё сделали. (Рассуждения детей). Ребята, у каждой сказки есть начало – зачин, с каких слов начинается сказка? (жили-были, давным-давно, в тридевятом царстве, однажды).

Воспитатель: Правильно, потом основная часть-середина, где что-то происходит, случается. И конец сказки – развязка. Ребята какими словами заканчиваются сказки. (стали они жить - поживать да добра наживать, и стали они жить в мире и согласии, тут и сказки конец, а кто слушал молодец).

На экране появляется ключ.

Воспитатель: Вот еще ключ нашли, ребята бросайте кубик.

Последовательность заданий будет зависеть от кубика и от правил игры

(см. правила игры- приложение1)

Поляна Емели

Воспитатель: Ребята, здесь мешочек лежит, а вот и задание написано: «Назвать по пять русских народных сказок с героями, которые лежат в чудесном мешочке».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Отгадайте, какой герой русских народных сказок вам достался. Затем мы вместе вспомним сказки, где они встречаются.

Лиса («Лисичка со скалочкой», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и дрозд», «Снегурушка и лиса»);

Медведь («Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Снегурушка и лиса»);

Заяц («Колобок, «Теремок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Рукавичка»);

Волк («Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Смоляной бычок», «Зимовье», «Снегурушка и лиса»);

Петушок («Зимовье», «Заюшкина избушка», «Кот, дрозд и петух», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка»);

Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько сказок знаете, где встречаются волк, лиса, петушок, заяц, медведь. Смотрите, пятый ключ появился. Мы собрали все пять ключей. А где же сундук с нашими сказками? (сказки забрала Баба Яга, надо к ней идти).

Воспитатель и дети подходят к Бабе Яге и находят сундук, в котором лежит новая книга с русскими народными сказками.

Воспитатель: Не обманула Баба Яга, вернула нам сказки.

III этап: оценочно -рефлексивный

Воспитатель: Какое интересное сказочное путешествие у нас сегодня было. Все задания Бабы Яги выполнили.

Воспитатель: А какое самое интересное задание для вас было? (называли русские народные сказки по картинке, угадывали из какой сказки слова, предмет, угадывали героя сказки по словам, собирали пословицы, расставляли картинки сказки по порядку).

Воспитатель: А справились мы с заданиями, потому что всё делали дружно, любите и знаете русские народные сказки. А теперь давайте посмотрим новую книгу и выберем сказку, которую бы вы хотели почитать. А потом обязательно покажем инсценировку понравившейся сказки малышам, они так их любят.

Приложение 1

Правила интерактивной игры – ходилки

«Путешествие по русским народным сказкам»

Необходимо пройти поле от начала до конца по разноцветным кружкам и выполнить все задания. Каждому цвету кружка соответствует задание. Красный круг – «Угадай героя сказки». Синий круг – «Угадай, из какой сказки предмет». Желтый круг – карточка сюрприз, (перемещение хода назад, либо вперед, либо по стрелке, Зеленый круг «Угадай из какой сказки слова».

Игроки по очереди бросают кубик. На экране передвигается фишка на выпавшее на нем количество ходов. На карте также есть персонажи сказок, к которым необходимо подойти и выполнить задания. (Царевна-лягушка, Курочка Ряба, змей Горыныч, Василиса Прекрасная, Емеля).

От Старта до «Царевны – лягушки» :

Красный круг - Разбойники белые! Вот беды наделали: В деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, Яблонька и речка. (сказка Гуси-лебеди)

Синий круг – «Рукавичка»

Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»

Зеленый круг - «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» (Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

Задания от «Царевны – лягушки» до «Курочки рябы» :

Красный круг - Жизнь её не весела: На болоте век жила. Прилетела к ней стрела, но Иванушка пришел, со стрелой её нашел. (Царевна-лягушка).

Синий круг – «Печка» (Гуси-лебеди)

Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»

Зеленый круг - «Спи, глазок, спи, другой» (Сказка «Хаврошечка»)

Задания от «Курочки Рябы» до «Змея Горыныча»

Красный круг - Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок).

Синий круг – «Скалочка» (Лисичка со скалочкой)

Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»

Зеленый круг - «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Задания от «Змея Горыныча» до «Василисы Прекрасной»

Красный круг - Вёдра он послал на речку, Сам спокойно спал на печке, Спал он целую неделю, И зовут его (Емеля).

Синий круг – «Яичко» (Курочка Ряба)

Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»

Зеленый круг - «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)

Задания от «Василисы Прекрасной» до «Емели»

Красный круг – Не в санях, не на коне, мчится баба на метле, хитрая и злая, кто она такая? (Баба Яга)

Синий круг – Полотна ткани, закатанные в трубы (Хаврошечка)

Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»

Зеленый круг - Кука-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу Лису посечи, слезай, Лиса, с печи! Поди, Лиса, вон. (Заюшкина избушка)

Публикации по теме:

Фотоотчет о театрализованном игровом представлении «Сказка — ложь, да в ней намек…»Фотоотчет о театрализованном игровом представлении «Сказка — ложь, да в ней намек…» И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек…».

Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек»Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек» кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай» Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Актуальность.

Проект «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»Проект «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» Проект на тему: “Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок”. Структура проекта: *Аннотация *Анализ ситуации *Целенаправленность.

Проект «Сказка — ложь, да в ней намек!» Авторы проекта Швецова Е. А, Зуева Л. А, воспитатели первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 Обоснование актуальности и социальной.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Продолжение Знакомство с творчеством А. С. ПушкинаПроект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Продолжение Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Тестирование к проекту «По страницам любимых сказок» Ушел ото всех: от медведя и волка, От зайца и бабки, да только плутовка- Лиса обманула.

Проект «Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок»Проект «Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок» «Сказка о рыбаке и рыбке» Сказки Пушкина знаем с детства, Они в гости приходят к нам. Слушать их – это просто блаженство! Волшебство.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Работа с родителямиПроект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Работа с родителями В пректе перед родителями мы поставили следующие задачи: • Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия.

Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек»Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек» Добрый день, уважаемые коллеги! Хотела бы с Вами поделиться своим небольшим опытом по взаимодействию с родителями. Готовясь к родительскому.

Экологическая сказка-инсценировка «Лесная сказка» для старших дошкольников Лесная опушка. Избушка старичка - лесовичка АУ, неподалёку лесное озеро, выходит ведущая Вед: На лесной опушке, в маленькой избушке Жил.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для старших дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2021 в 19:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД