Папки-передвижки

Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков (5 фото)

Лариса Егорова
Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков

Для успешного осуществления коррекционных задач учителю – логопеду приходится искать новые формы работы с детьми с нарушениями речи. Одной из таких форм работы является логопедическая сказка. Обращение к логопедической сказке на индивидуальном занятии по автоматизации звуков объясняется рядом причин. Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности, настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи.

Публикация «Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков» размещена в разделах

Как известно, на этапе автоматизации поставленных звуков на уровне слогов, отдельных слов, ребенку в течение продолжительного промежутка времени приходится неоднократно повторять один и тот же речевой материал. В результате у него снижается интерес к логопедическим занятиям.

Для повышения учебной мотивации речевой материал для автоматизации звуков должен быть разнообразен, интересен, хорошо иллюстрирован, понятен и доступен ребенку с речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает изложение учебного материала в форме сказки.

Кроме того, в логопедическую сказку легко и органично включаются игры и задания на развитие внимания, мышления, памяти, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики.

Все, о чем говорилось выше, касается занятий по автоматизации не только звуков [Х], [Х'], работе над которыми посвящена логопедическая сказка «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Сказочная форма изложения учебного материала приемлема для автоматизации любых звуков.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что дидактических пособий для автоматизации заднеязычных звуков в настоящее время мало. Представленный в них дидактический материал изложен недостаточно интересно, плохо иллюстрирован и подобран без учета онтогенеза формирования слоговой структуры слов, что затрудняет проведение коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, у которых чаще всего бывают нарушены эти звуки.

Ограниченность дидактических пособий по автоматизации заднеязычных звуков и увеличение частотности нарушения у детей в последнее время именно этой группы звуков, стало основной побудительной причиной создания логопедической сказки «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Учебный материал в пособии представлен в форме путешествия со сказочными персонажами.

Пособие превращает логопедическое занятие в увлекательное путешествие со сквозными героями: белочкой Ханой и ежиком.

Каждая страница пособия предназначена для решения определенной учебной задачи (автоматизация звука [Х] в слогах, в начале, в середине, в конце слова, в предложениях и спонтанной речи). В начале каждого упражнения белочке Хане дается задание, для выполнения которого ей приходится правильно проговорить речевой материал. Далее расположена иллюстрация к сказке, а под чертой, в нижней части страницы, указано задание и речевой материал для автоматизации звука. Каждое упражнение можно повторить несколько раз.

В пособии так же предусматриваются задания на развитие мелкой моторики: раскрашивание предметов, проведение линий и другие виды деятельности. Эту работу могут выполнять родители с ребенком в качестве закрепления учебного материала.

В структуру занятий включены лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка, предупреждения и коррекции грамматических ошибок в речи.

Предлагаемое логопедическое пособие адресовано учителям – логопедам, воспитателям, родителям в работе по автоматизации звуков [Х], [Х'].

Апробация логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей» в работе с детьми средней группы свидетельствует, что эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Х], [Х'], проведенных в форме путешествия со сказочными героями, гораздо выше, чем при проведении занятий в традиционной форме. Предлагаю вашему вниманию фрагменты логопедического пособия.

Фрагмент 1. Автоматизация звука [Х] на уровне слогов.

Белочка и ёжик увидели слоника, который никак не мог собрать букет цветов для мамы, потому что боялся их растоптать.

- Надо помочь слонику, - сказал ёжик.

- Но как? – удивилась белочка.

- Если ты будешь правильно произносить слова со звуком [Х], то мы соберем букет для слоника.

- Большое спасибо – сказал слоник, когда друзья собрали для слоника большой красивый букет.

- Вы мне очень помогли. Пойдемте вместе со мной в гости к лягушке.

Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков

___

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет каждый слог по два раза: ах, ох, ух, их, эх, ах, ох, ух, их, эх.

Фрагмент 2. Автоматизация звука [Х] на уровне слов.

Белочка Хана решила угостить яблочками своих сестричек. Но что такое? На ее пути лежала большая-пребольшая гусеница.

- Не пущу тебя, Хана, пока ты не пройдешь путь от моего хвоста до моих рожек.

- Не бойся, Хана, - сказал ёжик,- ты уже многому научилась, ты справишься с этим заданием.

Фото №1 Для успешного осуществления коррекционных задач учителю логопеду приходится искать новые формы работы с детьми с нарушениями речи

___ Ребенок по картинкам называет слова: муха, хлопушка, духи, хурма, хлеб, орехи.

Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.

Друзьям было очень весело. Но вдруг на солнышко набежала тучка. Одна, потом другая. Вскоре тучки закрыли все небо.

- Мы же хотели пойти на речку искупаться, а теперь придется вернуться домой, - загрустила белочка Хана…

- Не грусти, белочка, - ответил ёжик. – Ведь у меня иголочки не простые, а волшебные. Я подарю тебе несколько иголочек. Если ты, возьмешь в лапку иголочку и повторишь предложение, тогда облачка разойдутся, и на небе снова будет сиять солнышко.

Фото №2 Одной из таких форм работы является

___

Ребенок повторяет за взрослым каждую фразу по 2 раза.

Уха готова. Муха летает. Мама нюхает духи. Летит пух. Кричит Петух. Растет мох. Упал орех. Желтая хата. Ползет черепаха. Болит ухо. Купили хлеб.

Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.

Белочка и ёжик помогли хомячку посчитать запасы. Ёжику показалось, что этих продуктов хомячку не хватит на всю зиму. И он решил угостить своего друга вкусными желудями. Хомячок принял предложение ёжика, но сначала решил угостить своих гостей. Скажи, из чего приготовил хомячок супы, уху и варенье? Какой суп нельзя есть?

Уха из рыбы. Суп из гороха. Суп из мухоморов. Варенье из орехов.

Фото №3 Работа логопеда

___

Как называется суп из гороха? (Гороховый суп). Суп из рыбы? (Рыбный суп). Варенье из орехов? (Ореховое варенье). Закрой книжку, вспомни и расскажи, какое угощение приготовил хомячок для своих гостей.

Фрагмент 3. Дифференциация звуков [Х]-[Ф] на уровне слов.

В следующий раз ёжик принес белочке альбом с фотографиями разных предметов.

- В каждом горизонтальном ряду есть один «лишний» предмет. Давай найдем его и обведем, - сказал ёжик. – Нужно хорошо подумать и объяснить, почему предмет лишний.

- Так! Халат, футболка, сарафан, шарф, - перечислила белочка. Я думаю, здесь лишний шарф, - сказала белочка Хана. - Шарф надевают, когда становится холодно, а всю остальную одежду носят в теплое время года.

- Молодец, - сказал ёжик. – Ты правильно рассуждаешь! А теперь подумай, какой звук [Ф] или [Х] есть в этих словах.

- А, поняла, - воскликнула белочка. – Шарф, футболка, сарафан – во всех словах есть звук [Ф] и только в слове «халат» звук [Х]. Значит, «халат» - лишнее слово.

- Молодец, белочка! – похвалил Хану ёжик.

Фото №4 Логопедия логопедическая сказка

___

В каждом горизонтальном ряду ребенок находит и раскрашивает «лишний» предмет. Объясняет, почему он лишний, выделяя звуки [Х], [Ф] в словах.

Халат, футболка, сарафан, шарф.

Флаг, фонарь, фотоаппарат, хлеб.

Светофор, фартук, конфета, муха.

Публикации по теме:

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков.Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков. В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных.

Родительское собрание на тему: «Организация коррекционной работы в детском саду с детьми старшей группы». В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью логопедической работы является помощь, которую можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 19:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД