Сказкотерапия

Елена Яранцева
Сказкотерапия

Сказкотерапия как средство развития личности

Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, что бы определиться, что бы изучить себя, измерить оценить свои возможности»

Дж. Родарри

Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

2 слайд

Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, во-первых, отечественной педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивации дошкольника представляет практический интерес.

3 слайд

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапии – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

4 слайд

Таким образом, целью данной работы является формирование позитивной Я- концепции с помощью сказкотерапии у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

• Формирование у детей адекватных реакции в отношении себя, своих возможностей.

• Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

• Развивать нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость.

• Воспитывать доброжелательные отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.

Поставленные мной задачи отвечают требованиям ФГОС ДОУ.

5 слайд

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. В современной социально-культурной ситуации становится очевидным, что работа над формированием самосознания, пониманием себя и другого человека необходима не только в младшем школьном возрасте, но и в дошкольном детстве.

6 слайд

Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.

7 слайд

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

По данному направлению разработала проект «Мастерилка» и ряд занятий с использованием сказок К. Д. Ушинского «Чужое яичко», «Гадюка» и др.

9 слайд

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотерапии учу составлять словесные образы, в процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.

11 слайд

Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-суждения (о жанре, об авторе, любимой сказке или любимом герое, игры-драматизации)

12 слайд

Большое внимание я уделю созданию предметно-игровой среды, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, учитывала интересы мальчиков и девочек, создавая условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.

13 слайд

Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Ребятишки самостоятельно изображают героев,придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывают сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра.

15 слайд

Целенаправленная работа по формированию Я - концепции у детей дошкольного возраста дала определённый эффект. У детей лучше развиты нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость. Дети положительно относятся к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться. Сравнительный анализ обычных занятий и «сказочных» показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на таких занятиях, появляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Дети лучше понимают себя и других людей, внутренний мир детей становится богаче, они умнеют и становятся увереннее.

16 слайдИтак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Феликсология воспитания – это научно педагогическое направление теоретической мысли педагога, раз рабатывающее содержательную ха рактеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребёнка быть счастливым.

Технологии: Сказкатерапия, игротерапия. феликсология воспитания, интерактивная технология.

В некотором царстве, в некотором детском государстве жила- была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Искать сказку не обязательно в специальной литературе. Психокоррекционную сказку может сочинить сам психолог, педагог или родители. Главное, чтобы в сказке была отражена конкретная проблема ребёнка, затрагивающая поведенческий аспект: эмоциональные затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.

Главный персонаж психокоррекционной сказки должен быть близок к ребёнку по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению. В зависимости от того, какие образы лучше воспринимает ребёнок, герой может быть как человеком (мальчик, девочка, принцесса, воин и пр., так и животным, растением и т. д. Взрослый, описывает

и ее ценностную структуру.

Прикреплённые файлы:

skazkateropija_72i8n.pptx | 5120,67 Кб | Скачан: 84
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сказкотерапия для детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Сказкотерапия – это один из психологических методов. Но не стоит забывать, что наряду.

Педагогический проект «Сказкотерапия» Педагогический проект «Учимся дружить» Сказкотерапия. Развитие навыков коммуникации у детей 6-7 лет. МАДОУ № 57 «Дюймовочка» Воспитатель:.

Разноцветная звезда (сказкотерапия) Тема: Разноцветная звезда. (сказкотерапия) Цель: Создать условия, способствующие выражению и осознанию уникальности и важности каждого ребенка.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология» Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью.

Методические рекомендации для воспитателей «Сказкотерапия» Методические рекомендации для воспитателей Все мы знаем, что очень важно воспитателю читать детям сказки или другие литературные произведения,.

Сказкотерапия Сказкотерапии. Все без исключения малыши любят сказки. Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро.

Консультация «Сказкотерапия как метод развития личности ребенка» № слайда Текст к слайду Слайд 1. Сказкотерапия как метод развития личности ребенка Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого.

Сказкотерапия как эффективный метод работы с детьми с ЗПР Сказкотерапия, как эффективный метод работы с детьми с ЗПР. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности,.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками Сказкотерапия в работе с детьми дошкольникамиСказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра,.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия в воспитании дошкольника» Воспитание - длительный, сложный и взаимный процесс. Ребенок учится у взрослых элементарным нормам и правилам проживания в этом мире. Дети.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказкотерапия
Опубликовано: 25 октября 2015 в 16:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Осенняя ярмарка»
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Осенняя ярмарка» Историческая справка: Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги...
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется...
Волшебная бумага. Аппликация
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК. Аппликация-вид детского творчества, при котором вырезаются и наклеиваются элементы материала разной формы и цвета. В средней...
Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста
«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста» Аннотация: В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и...
Вишняковский сквер. Фоторепортаж из серии «Малое краеведение»
Социально-коммуникативное развитие ( в соответствии с ФГОС ДО) предполагает работу по организации образовательного процесса и в направлении краеведения...