Марина Полякова
Консультация «Сказкотерапия как метод развития личности ребенка»
№ слайда Текст к слайду
Слайд 1. Сказкотерапия как метод развития личности ребенка
Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил
Слайд 2.
Публикация «Консультация „Сказкотерапия как метод развития личности ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого языка забота о душе и есть терапия). Сказкотерапия один из наименее травмоопасных и безопасных способов психотерапии. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но ещё сказка помогает взрослым найти общий язык с ребёнком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые трудности.
Слайд 3.
Одна из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребёнка и психологическая помощь. С помощью сказки специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, а также с различными психосоматическими заболеваниями, проблемами поведения. Но в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».
Слайд 4.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами :
1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
2. Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
3. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Слайд 5.
При сочинении сказки необходимо соблюдать рекомендации и советы
Сеанс сказкотерпии необходимо проводить через призму сказочной реальности.
«В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем, рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).
4. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу педагог также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку : например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
Слайд 6.
Педагог может предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. Данный вид работы очень эффективен при использовании в семье.
Слайд 7. Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Слайд 8. Художественные сказки очень полезны. Прежде всего, в сказке ценен её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и помогающие им животные, и предметы – все стремятся созидать добро.
Авторские психологические (или терапевтические) сказки – это особые сказки. Они целенаправленны, разрабатываются специально под каждый конкретный случай. Они чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха.
Психокоррекционные сказки используются в случаях, когда ребёнок, сталкиваясь со сложной жизненной ситуацией, никак не может найти из неё выход. Также сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.
Медитативные сказки – это специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения так называемых психологических «Медитаций». Сказки – медитации – это бесконфликтные сказки, в них нет никакого зла, в них нет злых, отрицательных или даже просто не очень приятных персонажей. В них хорошо, светло и уютно.
Слайд 8. Художественные сказки очень полезны. Прежде всего, в сказке ценен её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и помогающие им животные, и предметы – все стремятся созидать добро.
Авторские психологические (или терапевтические) сказки – это особые сказки. Они целенаправленны, разрабатываются специально под каждый конкретный случай. Они чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха.
Психокоррекционные сказки используются в случаях, когда ребёнок, сталкиваясь со сложной жизненной ситуацией, никак не может найти из неё выход. Также сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.
Медитативные сказки – это специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения так называемых психологических «Медитаций». Сказки – медитации – это бесконфликтные сказки, в них нет никакого зла, в них нет злых, отрицательных или даже просто не очень приятных персонажей. В них хорошо, светло и уютно.
Слайд 9. Основные этапы работы над сказкой :
1. Знакомство с персонажами сказки.
Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения.
2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки.
Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.
3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.
Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому.
4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи.
Цель - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению.
Слайд 10. 5. Анализ сказки.
На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.
6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом).
7. Совместное рассказывание сказки : педагог и ребенок.
На этом этапе рекомендуется использовать фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр.
8. Проведение игр-импровизаций с ребенком.
Слайд 11. Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, использую приемы:
- как выразительное чтения. Стараюсь читать с интонационной характеристикой персонажей сказок, что помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. По окончанию прочтения предлагаю пересказать, тут же помогаю воспроизводить сюжетный ход, найти нужные слова и правильно выразить свои мысли, предлагаю различные иллюстрации.
- это инсценирование сказок, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий адаптацию детей.
- предлагаю выполнять иллюстративную работу к прочитанному произведению, к сказке, на игру «Русские народные сказки о животных», на занимательное путешествие «Подружись со сказкой». Обязательно слушаю рассказ о прочитанном, и выражаю своё мнение.
Слайд 12. Провожу беседы по разным воспитательным направлениям, где использую фрагменты сказок, например на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. Ребята учатся справедливо оценивать поступки, своих сверстников, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Использую нестандартные формы обучения: спектакль – экспромт по сказке, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение использую ритуалы вхождения и выхода из сказки, правила сказочной жизни, пропуск в сказку. Провожу игры и упражнения: направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей ("Волшебный стул", направленные на развитие эмоциональной осведомлённости ("Цветовое настроение, рисование «Дерево радости», рисование «цветов – человечков», диагностику «Сюжетные картинки», Цветовой тест отношений».
Слайд 13. 17 апреля в нашем детском саду проходил конкурс «Театральная весна». Жюри была показана сказка «Золотой ключик и приключение Буратино», артистами были и дети моей группы.
Слайд 14. Спасибо за внимание.