МААМ-картинки

Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника

елена матвеева
Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами».

В. Сухомлинский.

           Я хочу поделиться опытом работы с детьми в таком направлении, как сказкотерапия.

          Термин «сказкотерапия» - буквально означает лечение сказками, то есть совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Публикация «Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника» размещена в разделах

           Говоря простым языком, сказка -  это   язык, с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой.

          Данный метод позволяет педагогу предоставить ребенку возможность раскрыться, самореализоваться, проявить свою индивидуальность в разных видах творческой деятельности.

        Сказка может помочь ребенку встретиться с собой, увидеть себя как в зеркале, а так же по- новому увидеть других людей и мир вокруг себя.

        По мнению психологов даже простое прочтение сказок дает удивительный эффект, помогает преодолевать различные жизненные трудности.

        Однако, одного прочтения недостаточно.

        Одним из главных условий в Сказкотерапии является добровольность. Поэтому в своей работе   я стараюсь найти способ как включить детей в сказкотерапию. Это и загадки о сказочных персонажах, картинки и иллюстрации к сказам, приход сказочного героя и т. д.  

Я поставила перед собой цель: развивать личность дошкольника посредством Сказкотерапии.

  Для достижения цели я наметила следующие задачи:

- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

- применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

- изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

         - развивать коммуникативные навыки;

- развивать воображение, мышление;

- воспитывать чувство доброты;

- укрепление психического здоровья ребёнка.

В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы такие как :

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

 • Элементы театрализации.

 • Творческие задания.

 Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Работу с использованием сказкотерапии начала проводить со старшей группы. Занятия по сказкам провожу один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

 Начинаю с того, что сначала знакомлю детей со сказкой, чтобы дети имели общее представление о сказке. В своей работе я использую авторские сказки из пособия «Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» О. А. Шороховой, которые, на мой взгляд, близки и понятны дошкольникам. Так же можно использовать фольклорные сказки.

А затем мы начинаем проигрывать сказку. Ненавязчиво я учу детей перевоплощаться в героев сказки, применяя различные приемы:

1. Пантомимические этюды: «Кривляние», «болезнь», «хвастовство», «усталость» и т. д.

2. Упражнения на ритмизацию. Дети кладут руки на стол и пальчиками отстукивают ритм. Сначала разбираем «движение героев сказки» ( например: «Как высоко прыгал зайка?», «Как ходит медведь?», «Как капают слёзы?») А на следующем сеансе дети по ритму угадывают героя.  (дети объясняют, почему они догадались, что это именно маленький зайка, а не большой медведь) Т. е. дети описывают словами эмоциональное состояние героя.

3. Упражнения на активизацию лексики. (Я начинаю фразу, а вы заканчиваете. «Аленушка не просто трудилась, а … (работала не покладая рук). Лес был не просто темный, (дремучий). Принц был таким красивым, что (ни в сказке сказать, ни пером описать)

4. Психогимнастика - упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц. Проводится обычно под классическую музыку. Дети изображают героев или некоторые эпизоды сказки (например птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают дерево, затем расслабляют мышцы лица имитируют отдых на солнышке, и или изображаю разозленного змея Горыныча, напрягая мышцы тела и широко открывая глаза, затем демонстрируют превращение в доброго Горыныча, расслабляются, закрывают глаза, улыбаются, опускают плечи и т. д.)

3-4 занятия мы работаем над одной сказкой, каждый раз читая ее заново, а затем выполняем задания и упражнения. Многие дети, с радостью откликаются на предложение и включаются в игру. Но есть и такие дети, которые предпочитают сначала понаблюдать за другими. Поэтому стараюсь, чтобы каждый ребенок почувствовал внимание к себе. Постоянно подбадриваю детей, хвалю, чтоб дети чувствовали себя раскрепощенными и свободны.

Следует помнить еще и о том, что насколько детям комфортно, настолько действие сказкотерапии будет эффективно.  

5. Как правило, на каждом третьем занятии со сказкой проводим с детьми драматизацию.   Стеснительным и застенчивым ребятам стараюсь дать роль сильных персонажей (медведь или Змей Горыныч и т. д., а капризным детям, хвастунишкам, забиякам предлагаю изобразить отрицательные черты характера героев. Вместе с тем, безусловно, учитываю желание детей при выборе роли.   Напоминаю о том, что нужно не только с помощью движения и мимики показать взятую на себя роль, но и эмоционально передать настроение и характер персонаж.

Часто использую такой прием, когда предлагаю детям изменить что-нибудь в сказке (например окончание сказки «Подумайте, кто еще мог помочь главному герою?»). Предлагаю послушать музыку («Какое настроение она передает? Как вы думаете, какому герою больше подходит эта музыка?»)

Наряду с вышеназванными методами в своей работе использую зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки («Добрая Фея расколдовала детей» или «Пожар в лесу» и т. д., а так же вылепливание из пластилина персонажей сказки.

Во время занятия со сказкой большое внимание уделяю двигательной активности детей. Лишь небольшой отрезок времени дети сидят на стульчиках, когда слушают взрослого, фантазируют и если являются зрителями в то время, когда другие берут на себя роль во время драматизации.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы, а затем, реализовать их в повседневной жизни.                    

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.

Результатом моей работы со сказкой является :

 • Установление психологического комфорта в коллективе.

 • Формирование у детей познавательного интереса.

• Развитие связной монологической, диалогической речи.

 • Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Развитие творческого воображения, мышления.

 • Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

 В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника
Опубликовано: 29 мая 2022 в 14:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД