Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия

Светлана Лабинцева
Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия

У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости и дара воображения и предвидения.

С. Я. Маршак.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

Сказкотерапия как одно из направлений здоровьесберегающих технологий помогает мне осуществлять обязательное психологическое сопровождение.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Общаясь с детьми, замечаю, что они тянутся ко всему красивому, на интуитивном уровне чувствуют прекрасное, восхищаются и радуются. Сохранить это чувство, которое дарит жизненную энергию, побуждает малыша к созиданию чего-то подобного и обязательно красивого, помогают добрые сказки. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Обеспечить одно из современных требований к дошкольному образованию, а именно, обязательное психологическое сопровождение мне помогает сказкотерапия. Для себя я определила, что сказкотерапия–это игровой метод, который позволяет организовать сказочное пространство для формирования интегративных качеств воспитанников, развития их потенциальных способностей и эмоционального интеллекта. Сказку можно использовать в работе в различных ситуациях. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. Работая в данном направлении с дошкольниками, положила в основу принципы сказкотерапии, и поставила перед собой цели:

• обеспечить психологическое сопровождение ребенка, эмоциональный комфорт через снижение уровня детской конфликтности, агрессивности, психосоматических заболеваний, помощь ребенку в преодолении недостатков и превращение их в достоинства, определение положительных, благородных качеств характера; задачи:

• учить детей выстраивать более конструктивные отношения с окружающими; знакомить с приемами позитивного поведения в конфликтных ситуациях; предупреждать психоэмоциональное напряжение детей; развивать эмоциональный интеллект.

Определила основные этапы включения сказкотерапии в образовательную деятельность с дошкольниками. Они корректируются в зависимости от возрастных и личностных особенностей детей.

1 этап – чтение сказки и беседа по ее содержанию. В основу положен первый принцип сказкотерапии – «донести до сознания малыша информацию о базовых жизненных ценностях». Здесь помогает прием «символизация». Рассказывая детям сказку, сопровождаю повествование условными картинками – символами. Ненавязчиво привлекаю внимание ребенка к чувствам и переживаниям героев, даю ему возможность примерить на себя роли персонажей сказки.

2 этап – подчинен второму принципу сказкотерапии – «принцип Жизненной Силы». Все сказки для детей несут позитивную жизненную программу. Дети ещё не знают основных психологических законов общения, не понимают, каким образом необходимо принимать себя и близких. Для положительных изменений помогаю ребенку укрепить веру в себя, восстановить, познать и накопить собственный источник Жизненной Силы. Использую этюды по психогимнастике. Организую проигрывание эпизодов сказки. Погружение в сказку, где героем становится сам ребенок, помогает корректировать детские психологические проблемы.

3 этап – продуктивная творческая деятельность, построенная на основе третьего принципа сказкотерапии – «принцип многогранности». Жизненная ситуация и сказочная история воспринимается как кристалл со множеством граней. В ходе продуктивной деятельности – рисования или изготовления поделок по мотивам сказок, стараюсь изменить отношение ребенка «к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней». Очень эффективен здесь прием игра-рисование по следам прочитанного, изображение героев в движении, игра «Нарисуй продолжение сказки». В ходе игры в рисунке появляются схематичные изображения действий, которые используются как творческое поле.

4 этап подчинен четвертому принципу – «связь между реальностями», где ресурсы психической реальности перемещаются в жизненную практику дошкольника. Здесь эффективны различные педагогические приемы. Игра – драматизация, сочинение сказки по серии картинок, рассказывание с помощью различных видов театра.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешению глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

Сказкотерапия тесно связана с арт-терапией (терапия искусством) и игровой терапией, с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.

Публикации по теме:

Индивидуальный «Маршрут» педагогического сопровождения одарённого ребёнка Индивидуальный «маршрут» педагогического сопровождения одарённого ребёнка[/b] Вид одарённости: Творческая одаренность (художественная одаренность).

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Методическая разработка «Система педагогического сопровождения семьи» Наш коллектив МБДОУ – ЦРР – д/с «Колокольчик» с. Дикимдя МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) в 2000 году разработал «Систему педагогического.

Презентация «Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ» В ДОУ такое сопровождение осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк). Целью создания ПМПк является: 3 слайд: Создание.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Организация социально-педагогического сопровождения замещающих семей в ДОУ В современном, быстро меняющемся мире вопрос о положении детей остается по-прежнему одним из самых актуальных. Сегодняшние дети - это граждане.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребёнка (ООН, 1959) Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) Конвенция о борьбе.

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!» Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Сказкотерапия для дошкольников. Виды сказок, методы сказкотерапии Сказкотерапия для дошкольников. 1. Зачем нужны сказки Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия
Опубликовано: 7 мая 2018 в 10:44
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе
( СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...