Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ

Ольга Балотникова
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ

В последние годы различные арт-терапевтические технологии: музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т. п. все больше привлекают к себе внимание значительными перспективами «социального врачевания» детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучив многие инновационные технологии, пришла к выводу,что сказкотерапия является действенным средством коррекции и воспитания детей с О. В. З

Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач:

• развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей,развитие крупной и мелкой моторик;

• умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;

• определение необходимой модели поведения;

• развитие духовного мира.

Существуют определенные требования при организации сказкотерапии:

1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки).

2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).

3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей).

4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).

В качестве терапевтического воспитательного материала для дошкольников мы выбрали:

1. Медиативные сказки, характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.

2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать, читать, правильно себя вести.

3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает.

4. Народные сказки, отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.

5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи.

В работе с детьми мы использовали следующие методы:

1. Рассказ о сказочных героях.

В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.

5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам.

6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.

7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.

8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

9. Создание собственной сказки.

Пример построения сказки:

Начало. «Жили были…», «В некотором царстве…», - (в этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее.

Кульминационный момент. «И вдруг…», «Однажды…» - (возникновение проблемы, препятствия перед героем).

Развязка (главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества). Сказка заканчивается на позитивной волне.

Мораль (персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается).

В заключение отмечу,что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Публикации по теме:

Игры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапияИгры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапия Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии  «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.

Рекомендации родителям по коррекции неправильного стиля воспитания в семье Рекомендации родителям по коррекции неправильного стиля воспитания в семье. Исследовав отношения между детьми и взрослыми, мы разработали.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей Сообщение на тему: «Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей» Воспитатель первой категории МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка, Белгородской.

Технология воздействия посредством сказок. Сказкотерапия  (самоанализ) Очень люблю использовать коррекционные технологии: арттерапия, сказкотерапия, флоротерапия, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия,.

Тренинг как технология воспитания безопасного типа поведения у детей дошкольного возраста Исследователи отмечают, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 20:41
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий спортивно-музыкального праздника, посвященного «Дню защитника Отечества» для...
Праздник, посвященный «Дню защитника Отечества» Для детей старшей группы. Музыкальный руководитель МБДОУ№223 Зимина Ж. В. Подготовительная...
Фотоотчет «Цветок солнца. Экологическое воспитание»
Природа - наш родной край, земля, которая нас кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, изучать ее язык, беречь ее богатство,...
Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия...
Консультация для родителей «Солнце хорошо, но в меру»
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако, если более старшим дошкольникам...
Фотоотчет НОД по рисованию «Магазин игрушек»
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию фото отчет занятия по рисованию "Магазин игрушек". Цель: на основании игровой мотивации...