Получи документы

Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям

Наталья Романова
Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям

В наше время дети нередко имеют заниженную самооценку, коммуникативные нарушения, тревожность, особенно это относится к детям группы с ОВЗ. Проблемы, возникающие по причине ОВЗ, не могут ни сказываться на поведении детей и их самочувствии. Низкий уровень развития, порой невозможность выразить словами свои мысли, приводят к расстройствам эмоционально – волевой сферы, личностной, коммуникативной и дезадаптации.

Публикация «Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям» размещена в разделах

Одним из методов коррекции психологических проблем, является метод сказкотерапии, который уже анализировался во многих источниках еще в прошлом веке. Заключается он в раскрытии личности ребенка с помощью сказки.

Сказкотерапия, самый древний и в то же время самый детский метод в психологии. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им сказки, преподнося ребенку жизненный опыт в завуалированной форме. Подтверждением тому служит народная мудрость: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Сказки помогают малышам избавиться от тревожности, неуверенности в себе.

Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка, использование сказочных метафор, системный подход и краткосрочность.

Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Сказкотерапия, как метод психологической помощи детям, была применена и нами в детском саду.

Работа состоит из трех этапов.

1 этап – первичная диагностика уровня тревожности ребенка, используя такие методики, как: «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (опрос родителей - по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, графическая методика «Пиктографический тест», для определения уровня адаптации детей в ДОУ.

2 этап – психокоррекционная работа. Практические задания, творческая деятельность, моделирование ситуаций, беседы и т. д.

3 этап – итоговая диагностика уровня тревожности детей. Ожидаемыми результатами работы являются: снижение уровня тревожных проявлений у дошкольников.

Перечисленные методики были использованы при проведении данного исследования. Анализ первичного обследования позволил выделить общие психологические особенности детей экспериментальной подгруппы: тревожность, застенчивость, некоммуникабельность. На основе методик были выделены три уровня состояния тревожности.

Высокий уровень – когда у ребенка преобладают: неустойчивое настроение, вспыльчивость, агрессия, обида, низкий уровень соцадаптации, низкая самооценка, неуверенность в себе, неадекватное восприятие эмоций других людей.

Средний уровень – когда у ребенка преобладают: нормальное настроение, связанное с преодолением страхов, адекватная самооценка, правильное восприятие эмоций других людей, нормальный уровень соцадаптации.

Низкий уровень – когда ребенок уверен в себе и своих силах, адекватно реагирует на происходящее, легко адаптируется, способен правильно воспринимать эмоции других, правильно на них реагирует, эмоционально устойчив.

Тревожность у детей с ОВЗ характеризуется такими особенностями как:

- заниженная самооценка;

- неуверенность в себе;

- коммуникативные нарушения;

- преобладание отрицательных эмоций;

- дезадаптация др.

Для систематизации работы по сказкотерапии, был разработан тематический план. В рамках его реализации, использование метода сказкотерапии, позволяет работать с детьми, испытывающими психологические трудности. Сказка позволяет создать психологическое развитие ребенка целенаправленным и контролируемым.

План состоит из четырех блоков:

- выявление проблем у дошкольников;

- формирование психоэмоциональной устойчивости;

- отслеживание динамики формирования позитивных качеств, в процессе работы;

- работа с родителями.

Рассчитан на 15 занятий. Занятия продолжительностью в 20 - 25 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня. В исследовании участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в составе 6 человек, из них 5 мальчиков и 1 девочка.

На практике нами использовались несколько вариантов работы со сказкой.

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

На начальном этапе эксперимента у детей экспериментальной подгруппы преобладал высокий уровень тревожности (80 – 100%)

В результате коррекционно – развивающей работы посредством сказкотерапии выявлена положительная динамика. У детей снизился уровень тревожности и неуверенности, возрос интерес общения со сверстниками, повысилась самооценка и адаптация в социальной среде.

Доминирующим уровнем после формирующего эксперимента стал средний, у 50% детей, высокий у 25% детей. Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии в работе с тревожными детьми.

У детей появилась способность гармонизировать свои чувства, улучшились контакты с другими детьми и взрослыми, они стали более открытыми.

Основная гипотеза исследования о том, что метод сказкотерапии является одним из оптимальных методов при работе с детьми, имеющими психологические трудности, тревожность, неуверенность, подтвердилась.

Разработанный в ходе исследования план мероприятий посредствам сказкотерапии, позволит психологам ненавязчиво и с интересом для воспитанников заниматься коррекционной работой, а так же дать советы родителям.

По итогам проведенного исследования можно дать следующие рекомендации:

- в комплексе с другими методиками, сказкотерапию можно применять как при проведении диагностики, так и коррекции психологических трудностей;

- при применении сказкотерапии, необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников;

- чем раньше начать коррекционную работу средствами сказкотерапии, тем эффективнее она будет;

- проводить работу по сказкотерапии, рекомендуется совместно с педагогами, родителями и музыкальными руководителями.

Нельзя не отметить и то, что духовное начало, без которого невозможно формировать будущую личность, её воспитание, начинается с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День правовой помощи детям»Фотоотчет «День правовой помощи детям» В нашем детском саду проходят мероприятия в рамках Дня правовой помощи детям. Цель: формирование у детей основ социально-правого сознания.

Фотоотчет о проведении Всероссийского дня правовой помощи детямФотоотчет о проведении Всероссийского дня правовой помощи детям В течении недели в нашем детском саду прошли мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню правовой помощи детям. Основной целью проведения.

Коллективное музицирование как один из методов приобщения детей к музыке в ДОУ Коллективное музицирование, как один из методов приобщения детей к музыке в детском саду. Не открою секрета, если скажу, что музыкальные.

Консультация для педагогов ДОУ «Каплетерапия как один из методов при работе с дошкольниками» Каплетерапия-один из методов арт-терапии, рисование каплями. Основные функции каплетерапии : воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая,.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия, как один из видов здоровьесберегающей технологии» Консультация для педагогов «Сказкотерапия, как один из видов здоровьесберегающей технологии». Провела воспитатель: Чусовитина Е. Р. Сказкотерапия.

Консультация для родителей и воспитателей «Основные приемы оказания первой медицинской помощи ребенку при травмах и ушибах» Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и попробовать на вкус.

Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.

Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения. Содержание проблем детско-родительских.

Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук,.

Семинар на тему «Куклотерапия — метод психологической помощи детям» Куклотерапия- метод психологической помощи детям2 слайд: Куклотерапия – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 21:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД