Оксана Молоткова
Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Работая с детьми, по коррекции нарушений в речи я столкнулась со многими проблемами. Особо меня затронула проблема связанная с развитием связной речи. При коррекционной работе у детей наблюдалась скованность в высказываниях, односложные ответы на вопросы, дети составляли однотипные предложения. У детей возникали большие трудности в составлении рассказов. Так же я особо выделила проблему психофизического развития у детей. Дети отличались особой раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Как правило, ребята довольно быстро утомлялись.
Публикация «Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Для меня стал вопрос подобрать такой метод, где затрагивались бы все компоненты развития личности. И развитие связной речи, и психофизическое развитие.
(Слайд 2) Проанализировав многие формы и методы работы с детьми, меня заинтересовал метод сказкотерапии. Этот метод, по моему мнению, более действенный при работе с детьми, так как все дети любят сказки. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, так как формирует веру в позитивное разрешение проблем. Дети лучше слушают сказку, чем рассказ, стараются пересказать её и дополнить своими мыслями.
(Слайд 3) Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.
Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвятила себя Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева которая собрала и обработала огромное количество материала по данной проблеме.
(Слайд 4)Андрей Владимирович Гнездилов определяет сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка». В методике Ольги Алексеевны Шороховой «Играем в сказку» основная задача - развитие связной, монологической и диалогической речи.
(Слайд 5) Целью моей работы стало включение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, развитие психических процессов и эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
(Слайд 6) Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Усовершенствовать систему коррекционной работы.
2. Способствовать обогащению лексического запаса.
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
4. Развивать у детей умение самостоятельно строить свои высказывания.
(Слайд 7) Используя в работе элементы сказкотерапии, необходимо учитываем следующие особенности:
• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, дизартрия, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; низкая работоспособность);
• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
(Слайд 8) Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность педагога. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки :
* используются простые, хорошо знакомые детям сказки,
* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик
* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.
(Слайд 9) Опираясь на все выше перечисленный особенности, был составлен тематический план с подбором сказок по лексическим темам.
(Слайд 10) В работе с детьми использую следующие формы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
Рассказывание сказок ( групповое: придумывание “по кругу” сказки, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).
Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).
(Слайд 11) Для развития психических функций в образовательный процесс были введены сказочные персонажи. Это способствовало преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Так же вызывало у детей речевой интерес, побуждало к речевой активности.
(Слайд 12) Хочу вам представить фото подгрупповых занятий с элементами сказкотерапии. Медитация на сказку. Перевоплощения в дом.
(Слайд 13) Пантомимические этюды. Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несет психопрофилактическую функцию. (Страх, удивления, грусть) Так же мы воспроизводим не только эмоциональное состояние, но и физическое (холод, жара)
(Слайд 14, 15) Постановка сказок. Сказки ставятся не только на занятиях, но и на утренниках.
(Слайд 16) Итоговым продуктом работы со сказками являются рисунки детей.
(Слайд 17) Традиционно у нас в саду проводятся интеллектуальные игры. В этом году мы провели викторину на тему «Экологические сказки». Почти в каждой сказки можно найти экологическую изюминку. В рамках конкурса ребята отгадывали загадки, составляли логические цепочки, готовили творческие номера.
(Слайд 18, 19) В пополнении развивающей предметно-пространственной среды участвуют не только педагоги детского сада, но и родители с детьми.
(Слайд 20) Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.
Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия являются следующие этапы:
1 этап. Ритуал “входа” в сказку. Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
2 этап. Повторение. Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
3 этап. Расширение. Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.
4 этап. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.
5 этап. Интеграция.
Цель: Связать опыт с реальной жизнью.
6 этап. Резюмирование.
Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
(Слайд 21) Введение элементов сказкотерапии в образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
(Слайд 22) Спасибо за внимание.