МААМ-картинки

Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью

Ковтуненко Маргарита
Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью

Сказкотерапия — метод достаточно известный в педагогический кругах, но к сожалению, недостаточно используемый. Уже в дошкольном возрасте наблюдаем отклоняющееся поведение, которое является следствием особенностей дошкольника, недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы. В частности речь идет о дошкольника с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью. Агрессия, тревога, отклоняющееся поведение – это те формы которые закрепляются уже в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью» размещена в разделах

Таким образом, задача педагога-психолога на данном этапе становится: снятие агрессивности, развитие внутреннего потенциала, обучение эффективным способом межличностного взаимодействия у дошкольников.

Для дошкольников с СДВГ характерна двигательная расторможенность, которая чаще всего проявляется в бесцельном перемещении ребенка. В детском коллективе такие дети адаптируется труднее. В следствии чего развивается негативное отношение к окружающим, агрессивность. Дети часто становятся «виновниками» нарушения правил, возникают внутри групповые конфликты. Поэтому данная тема очень актуальна как в работе педагога-психолога, так и воспитателя.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно поэтому, основное внимание в работе педагога-психолога с дошкольниками с отклоняющимся поведением отведено такому методу как «Сказкотерапия».

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого… Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Приводятся разные варианты использования возможностей сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Так в процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:

– слушание и запоминание сказок;

– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;

– сочинение собственной сказок (групповое или индивидуальное);

– моделирование сказок;

– рисование сказок;

– инсценирование сказок;

– развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.

В практике работы в МБДОУ «Колобок, с гиперактивными детьми, и детьми, испытывающими трудности поведения, я чаще всего использую технику «сочинение собственной сказки». В практике работы дошкольного психолога, она достаточно эффективна. Имеет широкий диапазон применения как в плане возраста так и разнообразия решаемой проблемы.

Так для детей 3-4 лет используются простые истории, где главными героями выступают животные, герои сказок и мультфильмов. Старшие дошкольники (6-7 лет) предпочтение отдают супергероям, феям. В терапевтической работе эфективнее использовать цикл сказок, однако это могут быть и «самостоятельные» сказки. Важно понимать, что моментального эффекта ждать не стоит. Это кропотливая работа, эффективность которой, зависит от всех участников процесса, триады: психолог-ребенок-родитель.

Самое главное в создании собственной сказки, ребенок должен сам выбрать главного героя. Именно этот аспект является ключевым для успешного решения поставленной задачи.

Для того чтобы заинтересовать ребенка используются наглядные пособия, а ребенок сам выступает «художником» и рисует не только кукол -персонажей, но костюмы и декорации.

В процессе сочинения сказок важно не забывать, что для гиперактивных детей характерно недостаточное развитие понимания эмоций и чувств. Поэтому так важно проговаривать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж.

Использование сказкотерапии способствует развитию коммуникативной сферы, речевой и познавательной сферы развития личности.

В результате успешной коррекционной работе, посредством сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослого, которые ему так необходимы, уверенность в решимости проблем, происходит осознание своих сил и ресурсов. Все это в совокупности способствует в стабилизации отклоняющегося поведения.

Используемая литература:

1. Мишагина О. М., Трофимова А. Н. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 180-182;

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб. : ООО «Речь», 2000. — 310 с.

3. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб. : Речь, 2008.

4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З. А. Курбатовой, Н. М. Стариковой, Ю. А. Модлинского, М. Ф. Шефченко. – Харьков: Фолио; М. : ООО «Издательство АСТ». 2000.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 14:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД