Лучший педагог года

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию с элементами театрализации в старшей группе «Сказочный калейдоскоп»

Эльзара Радченко
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию с элементами театрализации в старшей группе «Сказочный калейдоскоп»

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию и театрализованной минутки в старшей группе

Тема: «Сказочный калейдоскоп»

Публикация «Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию с элементами театрализации в старшей группе „Сказочный калейдоскоп“» размещена в разделах

Цель: формирование культуры на основе нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни : послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие). В игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо» и не «делать плохо», идти дорогою добра, поступать хорошо.

Задачи: нравственное развитие и воспитание детей, и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творческого развития; любовь к семье, Родине, природе. Развивать милосердие, сострадание, послушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопомощь, ответственность и забота. Умение воспринимать качества и свойства предметов, побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; умение отвечать на вопросы: «почему? для чего? как? откуда?». Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с народными сказками, совершенствовать грамматический строй речи; дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению, развитие связной речи, обще речевых навыков; развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц; развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии; развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями; развивать координацию движений «глаз – рука. Побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию. Развивать способность слышать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Средства: наглядные иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции.

Предварительная работа: беседы о добродетели, заучивание пословиц о доброте, чтение художественного слова – рассказов, стихотворений об этике, прослушивание музыкальных произведений, этические беседы; игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»; чтение сказок народов мира; обыгрывание, словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.); вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц, просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Мира»; повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;

Индивидуальная работа:

• развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

Методы:

• наглядные (иллюстрации, «картина художника»);

• словесные (художественное слово, вопросы);

• практические (игры);

Материал:

• иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; * контуры персонажей сказок; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.

Оборудование: магнитная доска;

Технические средства: магнитофон.

Ход образовательной деятельности:

В: Входите, ребята. Воспитатель – Ребята обратите внимание, какой сегодня прекрасный день, какое у нас хорошее настроение! Как много гостей пришло к нам в группу. Давайте с ними поздороваемся.

Приветствие — дети обращаются к гостям:

Скажем «здравствуйте» руками!

Скажем «здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом (Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).

Ребята посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу улыбки, чтобы на душе было радостно и спокойно.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?

- И мы с вами? (Россияне).

- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).

- Дальний Восток – это наша малая Родина.

Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. И у русских людей и у народов Севера одна большая Родина – Россия и одна малая Родина – Дальний Восток, на территории которого они вместе проживают. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга с иллюстрацией «Дружба народов», а объединяет наши братские народы — богатое устное народное творчество – фольклор.

- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?

- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.

Звучит музыка народов Севера.

Чтение стихотворения:

Тайга окружила далёкое стойбище,

В нём милый народ с названием орочи!

Со своим непонятным родным языком,

И сказками добрыми, мудрыми обо всём.

Сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.

Дети садятся на стульчики.

- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?

Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.

- Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок :

Старик со старухой бедно жили,

О судьбе своей тужили.

Чудо жизнь их изменило –

В чум богатство привалило.

Старухе мало показалось,

Жадной стала и сердитой,

А в итоге ей досталось

тоже самое, что было.

- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).

- Почему птичка — невеличка выполняла их желания? (пожалела).

- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).

-Что не давало покоя старухе? (жадность).

Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:

«Позаришься на чужое — потеряешь своё».

«Дай с ноготок – попросит с локоток».

«Только ума на деньги не купишь».

«Добро неси, а платы не проси».

- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).

- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ «картины художника»). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.

Дети придумывают продолжение сказки с хорошим концом.

- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно).

Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».

Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.

Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.

Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся).

Сказочная математика

- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)

- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)

- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)

Вопрос – ответ: «Узнай сказку».

- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).

Ответы детей:

1. Сказка народа Севера «Кукушка».

- Почему мать превратилась в кукушку?

Вспомним крылатые — народные слова:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».

Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.

Игра «Камень – верёвочка».

На слово «камень» — дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» — полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.

2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».

- И почему – же звери перестали дружить?

Вспомним крылатые слова:

«Чужая дружба глаза колет».

3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».

- Зачем заяц попросил рога?

Вспомним крылатые слова:

«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».

4. Сказка народа Севера : «Айога».

- Почему Айога превратилась в гуся?

Вспомним крылатые слова:

«Труд кормит, а лень портит».

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,

«Кто не работает, тот не ест».

5. Сказка народа Севера «Два солнца».

- Кого спас охотник?

Вспомним крылатые слова:

«Добро неси, а плату не проси».

Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?

Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна» (как вариант).

Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.

Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» («Хейро»).

6. Сказка народа Севера : «Почему у сороки длинный хвост».

- Так почему – же у сороки длинный хвост?

Вспомним крылатые слова:

«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».

7. Сказка народа Севера : «Как ворон и сова друг друга покрасили».

- Как трудился ворон, а как сова?

Вспомним крылатые слова:

«Поспешишь – всех насмешишь».

«Работал спустя рукава».

«На добро добром отвечай».

8. Сказка народа Севера : «Мыргы».

- В чём подвиг героя?

Вспомним крылатые слова:

«Не напрасно героев восхваляют».

9. Сказка народа Севера : «Как лягушка зелёной стала».

- И почему же лягушка позеленела?

Вспомним крылатые слова:

«Как стал сыт, так узнал и стыд».

- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.

Посмотрите на иллюстрации, что это за сказка? (Гуси-лебеди). Расскажите о чем она. (Рассказ детей).

- Как вы думаете, почему печка, яблоня и река помогали Аленушке и Иванушке? ( Подводим детей к ответу: потому что сестра с братом им помогали). А смогли бы спаситесь братец с сестрой, если бы не помогли печке, реке и яблоне? (ответы).

- Правильно, это значит, что сказка нас учит помогать друг другу. Это называется взаимопомощь, когда мы помогаем друг другу. Вспомните, когда вы помогаете друг другу (Одеваемся на прогулку, спускаемся по лестнице и другое). Вам приятно когда вам оказывают помощь? А вам приятно кому то помогать? (Ответы детей).

Физкультминутка «Помощники».

Помогать люблю я другу

Ну – ка топаем по кругу (шагаем по кругу)

Помогу собрать игрушки (наклоны вниз)

Куклы, мебель, погремушки

Завязать шнурки и шапку (прыгаем по кругу)

И попрыгать, как лошадка.

Маме тоже помогаю (пружинки)

Отдыхать ей не мешаю.

Помогу помыть посуду (имитация руками мытья посуды)

И капризничать не буду

Вот такой помощник я (хлопки в ладоши)

Как и все мои друзья.

Драматизация ненецкой сказки : «Лепёшки».

Жили в тундре ворона, куропатка и мышка. Захотелось им однажды лепёшек поесть. Мышка спрашивает:

- Кто муку покупать пойдёт?

Ворона говорит:

- Я не пойду. У меня горло болит, я сегодня много каркала.

- И я не пойду, - говорит куропатка. - Я сегодня гулять ходила, ноги промочила.

- Ну, так я пойду, - сказала мышка.

Пошла и принесла муки. Потом спрашивает:

- Кто тесто месить будет?

- Я не буду, - говорит ворона. - Не хочу мои чёрные перья белой мукой пачкать.

- И я не буду, - говорит куропатка. - Не хочу мои острые коготки о тесто тупить.

- Ну так я тесто замешу, - сказала мышка.

Взяла она чашку, налила в неё воды, насыпала туда муки, немного посолила. Вымесила тесто и положила его на доску. Потом спросила:

- Кто будет лепёшки печь?

- Я не буду, - говорит ворона. - У меня от огня глаза станут красными, как у куропатки.

- Я не буду, - говорит куропатка. - Мои белые перышки станут от копоти чёрными, как у вороны.

- Ну, так я сама испеку лепёшки,- сказала мышка.

Развела она огонь. Испекла лепёшки.

- А кто, - спрашивает, - будет лепёшки есть?

- Я буду, - говорит ворона.

- Я буду, - говорит куропатка.

- Нет уж, - сказала мышка. - Когда я работала, вы только смотрели. Теперь смотрите, как я есть буду!

И съела все лепёшки.

Воспитатель : Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.

- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?

Давайте вспомним подходящие крылатые слова:

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».

Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле, на нашей малой Родине – Дальнем Востоке не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.

- Чему учат нас сказки народов Севера?

Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.

Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.

• Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор) и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость

-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.

Инсценировка сценки из сказки народов Севера : «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн : коллективная работа.

Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.

- Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.

А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.

Сказочный сюрприз :

Вносится и дарится сувенир.

Итог занятия:

- Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера.

- Какой герой, из какой сказки вам больше всего понравился и почему?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Святые защитники Руси» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Николай Чудотворец» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие в сказочный зимний лес»Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие в сказочный зимний лес» IMG]/upload/blogs/detsad-594232-1490273882.jpg[/IMG] Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие в сказочный,.

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (духовно – нравственное воспитание, речевое, социально-коммуникативное,.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе «Маковое зёрнышко» Выполнил: воспитатель старшей группы «Б» МК ДОУ Павловский д/с №8 Бережная О. А. Цель: формировать представление детей о доброте, как о.

Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию в средней группе «Наша дружная семейка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№65 «КОСМОНАВТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Наша дружная семейка» ирина письмак Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию в средней группе «Наша дружная семейка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ.

Конспект НОД по нравственному воспитанию в младшей группе «Моя семья» Интеграция образовательных областей: Коммуникация Познание Социализация Музыка Цель: Задачи: - Закрепить представления детей о семье,.

Конспект НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по моей Родине» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (Духовно-нравственное воспитание). Задачи приоритетной образовательной.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «В гостях у феи добра» «В гостях у Феи Добра». Цель: 1. Воспитывать доброжелательное, умения правильно оценивать поступки, вежливое отношение к окружающим. Формировать.

Конспект занятия в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Православный календарь» Цель: - познакомить детей с православным календарём; - познакомить детей с православными праздниками в декабре; - совершенствовать речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию с элементами театрализации в старшей группе «Сказочный калейдоскоп»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 15:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД