Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте

Лариса Мельникова
Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте

Тема: «Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте»

В современном обществе актуальным является склонность к речевой агрессии. Это явление можно встретить сейчас везде: в транспорте, в театре, в магазине, в речи воспитателей, учителей, играющих во дворе детей, наблюдающих за ними родителей. Тревогу вызывают проявления детской агрессии: толкается, кусается, дерется, агрессия слова: ругается, дерзит, пререкается, перекрикивает.

Речевая агрессия – грубое, обидное общение, воплощается в оскорблениях, грубых требованиях, отказах, обвинениях, насмешках; более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете. Я считаю, что употребление ребенком ругательств – это не демонстрация агрессии слова, это подражание некультурной манере общения взрослых, или словесная игра, соревнование «кто кого передразнит».

Нужно различать агрессивное речевое поведение ребенка – ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «визг», «бурчание») и агрессивность – склонность к проявлению агрессии вербальной, которая со временем перейдет в устойчивую личностную черту.

Проблемы. Почему это происходит в дошкольном возрасте? Каковы причины? Как влияют на ее проявление недостатки в речевом поведении взрослых?

Многие дети не знают отказа со стороны родителей, для некоторых мам ребёнок является смыслом жизни, безусловно самым лучшим, самым умным, самым красивым. Поскольку каждый ребенок не может быть «лучше всех», неизбежны конфликтные ситуации, ссоры, порой – слёзы.

По данным статистического опроса современные мамы уделяют воспитанию ребенка в день 50 минут. После работы много дел: приготовить ужин, стрика, уборка, уделить некоторое количество времени себе, посмотреть телепередачи, отдохнуть. Большую часть дня ребёнок проводит в детском саду. Поэтому в формировании навыков эффективного общения, не допускающего грубости, злости, в целенаправленном обучении умению предотвращать проявления агрессии – одна из первостепенных задач работы педагога и важнейший момент воспитания ребёнка в семье.

На пути к согласию.

Речевая агрессия является недопустимой, и она неэффективна. Необходим самоконтроль за речевым поведением воспитателя, родителя, не зависимо от настроения, ситуаций. Ребенок воспитывается ежеминутно, каждый час. Его воспитывают все окружающие: родители, воспитатели, бабушки, знакомые, родственники. Все, кто оказался рядом. Нужно всегда сохранять выдержку, говорить ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробует еще раз», «Завтра у тебя получится лучше»). На «проблему» ребенка нужно пытаться посмотреть его глазами, почаще вспоминать себя в этом возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

В общении с дошкольниками применимы приёмы контроля над агрессией слова:

1. Прямое порицание – запрет может вызвать грубый отказ, протест. Порицание должно быть выражено с применением форм вежливости (например: «Делаю тебе замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить»).

2. Игнорирование агрессии, эффект обманутого ожидания.

3. Переключение внимания: предложение, игрушки, настольные игры, вопрос, игровая ситуация, задание, тренинги на узнавание эмоций (работа с мимическими масками, фотоальбомами, инсценирование сказки).

4. Проецирование положительных качеств, «сильных» сторон личности ребенка. Педагог, зная положительные черты характера ребёнка, озвучивает эти качества. Например: «Ты же умный, взрослый, способный мальчик!»; выразить удивление: «Неужели это сказала наша Оля?»; Выразить разочарование «Мне так стыдно за тебя!».

5. Приём смены ролей. Например: «Значит, ты считаешь, что игрушки должен убрать кто угодно, только не ты?», «Представь себя на его месте».

6. Частичное согласие (метод «Да, но…»).

7. Привлечение «союзников» – заручиться воображаемой поддержкой окружающих из числа детей. Например: «По-моему, дети не одобряют тебя… Правда?».

8. Апелляция к жалости – заострить внимание не на поступке ребёнка, а на своём состоянии (проявилось огорчение, стыд). Например: «Твои слова меня очень огорчили!»

9. Убеждение.

10. Умение извиниться за резкость, замечания, ошибочное мнение. «Извини, пожалуйста, я была не права!», «Давай мириться!», «Взрослые, к сожалению, тоже ошибаются».

11. Косвенное выражение просьбы: форму вопроса: «Стоит ли ругаться?»; намёк «Мне трудно говорить с тобой в таком тоне».

12. Использование в неограниченном количестве эвфемизмов – мягких слов, выражений, перефразирование. Например: «Человек, который потупил неправильно» вместо «Ты нормальный?»

Негативные модели:

1. Стереотипные установки в семье: «наглость – второе счастье», «доброта – проявление глупости».

2. Напоминания: «Нужно уметь и дать сдачи, а то всегда тебя будет бить».

3. Удобно, когда ребенок много времени увлеченно смотрит мультфильмы. Но если «плохими словами» ругается любимый певец или мультяшный персонаж, возникает желание повторить самому, в удобной ситуации, хочется всегда быть «крутым, как Бэтмен», «Человек паук», разговаривать с обидчиком «по-мужски».

4. Резкие замечания: «Рисуешь, как курица лапой», «Живо, мой руки», «Считаю до трёх». В результате, понижается самооценка, появляется страх, желание как всегда – промолчать.

5. Шутки оскорбительные: «Дети, вы смотрите спектакль: Сергей пытается завязать шнурки!».

6. Ложные представления о достоинстве, «просить прощение у ребенка унизительно».

7. Желание считать себя во всём и всегда правыми «я же старше!».

8. Механическое одергивание: «Что ты говоришь», «Не смей!».

9. Обобщение неоправданное: «Вечно ты!», «Ты всегда!», «От него всего можно ожидать».

Вывод: огромная роль принадлежит педагогу и родителям в формировании речевой личности ребенка, нужно всегда стараться избегать обидных высказываний в своей речи и стараться овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – это посильная задача для взрослых, которые всегда являются примером для детей.

Список использованных источников

1. Сохин Р. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Наука, 2015. – 168 с.

2. Тимофеев И. С. На пути к согласию. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 184 с.

Публикации по теме:

Игровые технологии в дошкольном возрасте Содержание Введение 1. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике. 2. Игровые технологии, ее значение в дошкольном возрасте.

Психологическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Закаливание детей в дошкольном возрасте Закаливание детей в дошкольном возрасте Воспитатель первой квалификационной категории Купирова Наталья Леонидова МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска.

Особенности общения в дошкольном возрасте Совершенствование предметно - содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным для овладения навыками общения. Необходимо.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Тестопластика в дошкольном возрасте Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Технология ТРИЗ в дошкольном возрасте Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,.

Виды детской деятельности в дошкольном возрасте Игровая: Заинтересованность сюжетно-ролевыми играми, действия в которых подчинены определенным правилам и способствуют познанию социума.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 августа 2018 в 11:52
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Консультация для родителей «ПДД для детей дошкольного возраста»
С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится грузовик? Ты...
Сценарий мероприятия «День матери»
Звучит музыка. Ведущий: Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре...