Вакурина Светлана Владимировна
Слоговая структура слова и фактор освоения пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры слов – это дефект речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым учителя - логопеды, сталкиваются все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Публикация «Слоговая структура слова и фактор освоения пространства» размещена в разделах
Анализ литературы свидетельствует о том, что одним из факторов активизации возможностей правильного слогового оформления слов является фоктор освоения пространства.
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ТНР.
Восприятие и проговаривание слов различной слоговой структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова осуществляются посредством развертывания во времени и пространстве вербальной структуры, с ее стремлением к удобству произношения и подчинением законам ритма. В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:
• формирование представлений о пространстве собственного тела.
• формирование представлений о физическом пространстве – о местонахождении предметов с использованием понятий «низ»- «верх», «спереди»- «сзади», «право»- «лево».
• формирование лингвистических пространственных представлений (времена года, дни недели,части суток, сложные речевые конструкции и т. д.)
Формированию пространственных представлений и формированию слоговой структуры слова помогают следующие игры:
• "Где звучит?". Ребенок определяет направление звука.
• "Слушай и выполняй". Ребенок перемещается в пространстве или перемещает игрушку по инструкциям взрослого.
• «Делай как я». Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен их повторить той же рукой, пальцем, ногой, избегая зеркальности.
• «Прошагай словечко». Слова можно прошагать — делать шаг на каждый слог. Например, слово сани : МАК (шаг, СА (шаг) - НИ (шаг, ПА (шаг) – НА (шаг) – МА (шаг). Прошагав слова, их можно сравнить и определить какое слово короткое, а какое длинное.
• «Картинки—помощницы». Для игры подбираются картинки к словам, в произнесении которых ребенок испытывает трудности. Разрежьте картинку на столько частей, сколько слогов в слове.
• Например: СИНИЦА. Картинку разрезаем на 3 части. Первой выкладываем ту часть, на которой нарисована голова, громко и четко произносим СИ, ребенок повторяет за вами, затем выкладывайте вторую часть картинки, где нарисовано туловище, громко и четко произносите НИ, ребенок повторяет за вами. Затем выкладывайте третью часть картинки, где нарисован хвост, громко и четко произносите ЦА, ребенок повторяет за вами. Пальчиком ребенка показываем на каждую часть картинки и вместе с ребенком в соответствии с частями произносим СИ-НИ-ЦА. И так несколько раз пока вы не услышите верный вариант, после чего ребенок произносит слово самостоятельно.
Для чего нужна картинка? Дело в том, что у ребенка развито наглядное мышление, он наглядно видит, что хвост впереди головы быть не может, так и у слогов есть свой порядок.
• «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, искажая слоговую структуру слова. Ребенок должен повторить только правильный вариант слова. Например: набан, бананан, бабанан, банан.
Данная публикация составлена по материалам Учебно-методического пособия «Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии» /Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : ПАРАДИГМА, 2010 г., статьи «Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР» Марусиной Е. А., размещенной на сайте «Дефектология Проф»