Приложение МААМ

Слоговая структура слова и фактор освоения пространства

Вакурина Светлана Владимировна
Слоговая структура слова и фактор освоения пространства
▼ Скачать + Заказать документы

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры слов – это дефект речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым учителя - логопеды, сталкиваются все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

Публикация «Слоговая структура слова и фактор освоения пространства» размещена в разделах

Анализ литературы свидетельствует о том, что одним из факторов активизации возможностей правильного слогового оформления слов является фоктор освоения пространства.

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ТНР.

Восприятие и проговаривание слов различной слоговой структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова осуществляются посредством развертывания во времени и пространстве вербальной структуры, с ее стремлением к удобству произношения и подчинением законам ритма. В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:

• формирование представлений о пространстве собственного тела.

• формирование представлений о физическом пространстве – о местонахождении предметов с использованием понятий «низ»- «верх», «спереди»- «сзади», «право»- «лево».

• формирование лингвистических пространственных представлений (времена года, дни недели,части суток, сложные речевые конструкции и т. д.)

Формированию пространственных представлений и формированию слоговой структуры слова помогают следующие игры:

• "Где звучит?". Ребенок определяет направление звука.

• "Слушай и выполняй". Ребенок перемещается в пространстве или перемещает игрушку по инструкциям взрослого.

«Делай как я». Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен их повторить той же рукой, пальцем, ногой, избегая зеркальности.

«Прошагай словечко». Слова можно прошагать — делать шаг на каждый слог. Например, слово сани : МАК (шаг, СА (шаг) - НИ (шаг, ПА (шаг) – НА (шаг) – МА (шаг). Прошагав слова, их можно сравнить и определить какое слово короткое, а какое длинное.

«Картинки—помощницы». Для игры подбираются картинки к словам, в произнесении которых ребенок испытывает трудности. Разрежьте картинку на столько частей, сколько слогов в слове.

Например: СИНИЦА. Картинку разрезаем на 3 части. Первой выкладываем ту часть, на которой нарисована голова, громко и четко произносим СИ, ребенок повторяет за вами, затем выкладывайте вторую часть картинки, где нарисовано туловище, громко и четко произносите НИ, ребенок повторяет за вами. Затем выкладывайте третью часть картинки, где нарисован хвост, громко и четко произносите ЦА, ребенок повторяет за вами. Пальчиком ребенка показываем на каждую часть картинки и вместе с ребенком в соответствии с частями произносим СИ-НИ-ЦА. И так несколько раз пока вы не услышите верный вариант, после чего ребенок произносит слово самостоятельно.

Для чего нужна картинка? Дело в том, что у ребенка развито наглядное мышление, он наглядно видит, что хвост впереди головы быть не может, так и у слогов есть свой порядок.

«Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, искажая слоговую структуру слова. Ребенок должен повторить только правильный вариант слова. Например: набан, бананан, бабанан, банан.

Данная публикация составлена по материалам Учебно-методического пособия «Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии» /Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : ПАРАДИГМА, 2010 г., статьи «Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР» Марусиной Е. А., размещенной на сайте «Дефектология Проф»

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Слоговая структура слова и фактор освоения пространства
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 11:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слоговая структура слова и фактор освоения пространства» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна (УИ 385156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД