Олеся Салтыкова
Словесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание - великое дело:
им решается участь человека.»
В. Г. Белинский.
Основные положения нравственного воспитания детей дошкольного возраста конкретно определены образовательной программой ДОУ: «За время пребывания в детском саду у детей должны быть сформированы нравственные черты и качества личности : умение различать, что такое хорошо и что такое плохо, делать то что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено (самодисциплина, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать каждому, кто нуждается, быть правдивым и честным.» Из данных положений видно, насколько важным является воспитание в наших детях добрых чувств. Душевным человеком обычно называют в народе того, кто словом и делом стремится доставить радость людям. Чуткий и внимательный, заботливый и жизнерадостный, такой человек гордится успехами своего товарища, огорчается его неудачами, помогает ему, переживает вместе с ним и радость, и горе. Вот такие разнообразные и богатые чувства мы, воспитатели стремимся воспитать в наших дошколятах.
Публикация «Словесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольника» размещена в разделах
Нравственность – основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений между людьми. Поэтому нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении направлено на формирование у них нравственных чувств, навыков правильного поведения и взаимоотношений в коллективе, основанных на гуманизме.
По определению Ожегова С. И. «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами», «Словесность — искусство слова; понятие, объединяющее литературу и устное народное творчество».
Образовательная программа любого детского сада состоит из нескольких разделов педагогической работы одно из которых, приобщение к разным видам искусства. Современный воспитатель призван познакомить и приобщить детей к народному и профессиональному искусству. Наиболее доступными для понимания детям дошкольного возраста являются произведения художественной литературы, театрального искусства, музыкальные произведения. Особую роль по степени нравственного влияния на ребенка оказывает художественная литература. Произведения писателей русской и зарубежной классики А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других включены в образовательную Программу для изучения.
Отношение к художественной литературе как к культурной ценности является приоритетным направлением моей работы. Ведь ещё А. М. Горький писал: «Я вероятно не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел».
Этими словами писателя, мы педагоги-дошкольники, руководствуемся, выбирая для чтения детям такие книги, которые распахивают им окно в мир, будят их высшие чувства, вызывают желание быть похожими на лучших героев литературных произведений. Наряду с этой педагогической работой перед нами стоит задача по выявлению и раскрепощению творческой активности ребят в художественно- речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях- рассказах и сказках, играх-драматизациях, театральной деятельности. Все вышеперечисленное относится к лучшим проявлениям словесного искусства с которым мы знакомим детей в стенах детского сада начиная с раннего детства. Художественная литература играет наиболее важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей, т. к. книга привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Она также оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, способствует лучшему овладению детьми русским литературным языком. Крупный педагог-методист в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева считала «что чтение детям имеет громадное значение в деле постижения живой русской речи, доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, что дети начинают активно пользоваться этим богатством».
Детская книга раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, переживать как свои, радости и горести героев. У ребёнка, по моим наблюдениям, при слушании литературного произведения возникает стремление подражать герою. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутренние действия в воображаемом плане. Он активно переживает события, в которых не участвовал. Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые способствуют формированию нравственных чувств у детей. А яркие иллюстрации. помогают более глубокому воздействию на внутренний мир ребёнка и запоминанию текста. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Золотые слова талантливого советского педагога В. А. Сухомлинского как нельзя лучше характеризуют нравственное влияние чтения на душу ребенка: «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое». В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности. Художественная литература ненавязчиво приобщает детей к традициям, истории, культуре Отечества позволяет решать следующие воспитательные и образовательные задачи.
1. Формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на святоотеческие традиции.
2. Формировать уважение к культуре своей страны; воспитывать чувство законной гордости предками.
3. Формировать представление о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях её культурных традиций.
4. Способствовать своевременной и гармоничной социализации ребёнка.
Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Режимом детского сада предусмотрено чтение после дневного сна. Большую часть этого времени занимает чтение сказок и нравоучительных рассказов, познавательной литературы (при подборе книг учитываются интересы детей, подготовка к театрализованной деятельности. Периодически я с детьми в послеобеденное время организую игры-драматизации по содержанию литературного произведения. Драматизируя его, дети проигрывают сюжет, овладевают способами использования ролей в инсценировке, охотнее принимая образ положительного героя!
Одним из мощных факторов в нравственном воспитании детей является «старая добрая сказка». Наиболее дороги мне те минуты, когда мы с детьми в тесном кругу читаем сказки. Ведь сказка чудесным своим содержанием всегда зовёт на борьбу со злом, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы, и победа добра над злом здесь обязательна! Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. Сказка способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница., а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребёнка является такой далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, а уж если так случилось- не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит дружбе. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказке «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке у страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие как очень важное нравственное качество всегда вознаграждается, подтверждение этому в сказках «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», а забота о близком поощряется в сказке «Петушок и бобовое зернышко».
Таким образом, первый воспитательный аспект сказки – это её содержание. Мы в детском саду инсценируем сказки, имитирующие взаимоотношения между её героями, привлекаем детей к участию в игровой деятельности. А игровая совместная деятельность помогает ребёнку войти в мир человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с песенками. Эта идея служит воспитателю в организации новой работы со сказкой – сочинению сказок самими детьми. Детям предлагается выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказок. Я в своей практике предлагаю детям вставлять в сказку известные им загадки, пословицы, скороговорки, зазывалки. Органически вплетаясь в сказку, они приобретают для ребёнка житейский смысл, формируя у него умение пользоваться этими малыми формами фольклора в общении. «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др.
Именно в дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин.
Устное народное творчество. является таким же мощным средством формирования духовного мира ребёнка, как и чтение детской литературы. Народная педагогика сформировала в своём арсенале малые формы фольклора : пословицы, поговорки, загадки, небылицы. Исторически пословицы, поговорки всегда относились к поступкам и деятельности людей, т. е. к нравственной стороне их жизни. Они сопровождают человека с раннего детства. Большая часть их связана с отношением к труду, Родине, родителям, друзьям и т. д. Маленьким детям свойственно быстро усваивать их смысл, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня. Как приятно слушать человека, речь которого украшена пословицами и поговорками. И как этот взрослый благотворно влияет на интеллект ребё нка: обогащается речь, расширяется словарный запас, развивается воображение малыша. Пословицы и поговорки – это сконцентрированная в одной фразе народная мудрость. Они являются своего рода заповедями для детей, отражающими сущность общечеловеческих отношений: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Без старанья нет и знанья», «Трудолюбивому почёт, ленивому – насмешки», «Доброму гостю хозяин рад».
Нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений между людьми. Под духовно-нравственным развитием личности, понимается осуществляемое в процессе социализации формирование способностей человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском учреждении направлено на формирование у них нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме. Дети являются гордостью родителей, в них им все мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом- как подрастающий ребенок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры- мимика, жесты, движения? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарные нормы культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с самого раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. А "искусство слова", объединяющее литературу и устное народное творчество, в педагогическом арсенале воспитывающих взрослых помогает растить духовно развитых детей.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. - М., 2013
2. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф., Народная педагогика в воспитании дошкольников – М., 1995
3. Богуславская В. А., Разова В. Д. Работа с книгой в детском саду – М., 1995
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., «Просвещение», 1985
5. Буре Р. С., Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. - М., «Просвещение», 1987
6. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. - М., Воронеж, 1997
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб., 2008
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей- М., «Просвещение», 1981
9. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду- М., «Просвещение», 1974
10. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М., «Просвещение», 1983
11. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М., «Просвещение», 1981
21. Панков В. И. Ваши помощники книги. Пособие для воспитателя детского сада. -М., «Просвещение», 1978
13. Сытин Г. Н. Воспитание воли у детей в семье –М., «Учпедгиз», 1960
14. Смелянец Т. А., Егорова Е. П. и др. Образовательная программа МБДОУ детского сада №2 «Сказка», Х., 2017