МААМ-картинки

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп

Светлана Устинова
Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп

Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста (6—7 лет) приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.

Публикация «Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп» размещена в разделах

Вместе с расширением круга знаний происходят изменения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате развития мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети хотят понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них.

Детям б—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.

Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6—7 лет?

Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.

В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.

Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы. В. каждой группе определены общие мыслительные задачи. Так, например, известно, что сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры н^ сравнение предметов предлагаются раньше, чем на классификацию и обобщение. И внутри групп игры расположены по степени трудности игровых задач.

При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.

Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении ее задач.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей

деятельностью.

Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится

в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. В игре у детей

развиваются: внимание, память, мышление, двигательная сфера,

совершенствуется речь.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное

ожидание, не требует каких – либо условий, оснащения.

Основная цель игр – развивать речевую активность детей, умение связывать

движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать

интонационную выразительность детского исполнения. Выполнение

названных задач возможно лишь при условии постепенного их

усложнения.

Воспитатель следит, чтобы текст исполнялся в нужном темпе, без замедления или ускорения его. Очень важно, чтобы в коллективном исполнении стихотворения не теряли своей выразительности.

Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.

Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо — и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».

Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.

Детям 6—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.

Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6—7 лет?

Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.

Словесные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной активности. Ведь не зря К. И. Чуковский называл детей гениальными лингвистами.

Словесное «озорство» известных поэтов (С. Я. Маршака, Я. Козловского, Б. Заходера, Г. Сапгира, М. Яснова, И. Токмаковой и др.) подарит детям ни с чем несравнимую радость интеллектуального торжества («Я знаю, как правильно!», «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!», заразит примером словотворческих шуточных игр.

Польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей немалая: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.

Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К. И. Чуковского, самоэкзаменом собственных умственных сил.

Дети – великие имитаторы и великие творцы, поэтому начинайте словообразование с подражаний. Вспомните, какие вы были в детстве - выдумщики, фантазёры, как любили сочинять и выдумывать разные стишки, считалки и т. п. Чтобы вам было легче играть с детьми в словообразовательные игры и упражняться в придумывании и сочинительстве своих стихов и т. п. Я вам предлагаю использовать для начала стихи поэтов, которые об этом пишут. А уже потом вы будете придумывать и фантазировать сами.

Расскажите, например, про мальчика, который очень любил придумывать фамилии и имена зверятам, любил «играть словами».

Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.

***

Я придумываю фамилии

Утёнок – Уточкин!

Цыплёнок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребёнок – Клячкин!

Барашек – Овечкин!

А я? – Человечкин!

Я учу котёнка

Мой котёнок – черноушка.

Назову его – Чернушка.

Мой котёнок – рыжеспинка.

Назову его – Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка.

Назову его – Беляшка.

Мой котёнок отзывается,

Мой котёнок так старается,

Имя учит – и мяучит!

Предложите свою помощь ребё нку: «Давай вместе придумаем продолжение этих стихов или попробуем сочинить собственные стихи».

***

Игра

Ёрш – ершится,

Петух – петушится,

Лайка – лает,

Змея – змеится…

Что ж получается:

Лягушка – лягается?

Задайте вопрос: «А что ты лучше всего умеешь: петушиться, змеиться или делать что-то другое?»

***

Про мамонтов

Стихи о том, как иногда сочиняются стихи

Мамонт и папонт

Гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт

Лежали на печке.

А внучонт

Сидел на крылечке

И свёртывал хобот

В колечки.

И, взяв на колени

Тетрадь и пенал,

Пыхтел

И стихи сочинял:

«Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А внучонт сидел на крылечке

И свёртывал хобот в колечки.

И, взяв на колени тетрадь и пенал,

Пыхтел и стихи сочинял!»

Пригласите детей к сотворчеству : «Попробует сочинить похожее стихотворение?»

Прикреплённые файлы:

slovesnye-igry_cg3b0.ppt | 15851,5 Кб
 
Публикации по теме:

«70 лет Победы». Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной к школе групп«70 лет Победы». Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной к школе групп 2014–2015 уч. г. Цели: расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны; закрепление представления о.

«День Победы». Праздник для детей старшей и подготовительной к школе групп «День Победы» Праздничный утренник для детей подготовительной и старшей групп Под марш «День победы» дети заходят в зал, проходят перестроения.

«Красная шапочка и серый волк на новый лад». Спектакль для детей старшей и подготовительной к школе групп«Красная шапочка и серый волк на новый лад». Спектакль для детей старшей и подготовительной к школе групп Действующие лица: Мама (воспитатель) Красная шапочка Волк Белочка Лягушата Цветы Бабушка Оформление зала: избушка, заборчик, скамеечка.

Сценарий летнего развлечения для детей старшей и подготовительной к школе групп «Принцесса лета» 25.06.2015. Сценарий летнего развлечения для детей старшей и подготовительной к школе групп «Принцесса лета». Цель: воспитывать любовь и.

Досуг «В гостях у Шашечной Королевы» для детей старшей и подготовительной к школе групп Цель: Сформировать команду детей из воспитанников детского сада для участия в Районном соревновании «Юный шашист». Задачи: 1. Дать ребенку.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей и подготовительной к школе групп «Четыре стихии» .

Конспект спортивного досуга «Зимние игры и забавы» для детей старшей и подготовительной групп Программное содержание. Образовательная область «Физическое развитие» - совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке.

Конспект спортивного праздника на воде для детей старшей и подготовительной к школе групп. Задачи: 1. Закреплять умение плавать кролем на груди. 2. Развивать физические качества: быстроту, ловкость. 3. Воспитывать дружелюбие, чувство.

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной к школе групп «Летнее путешествие в страну Австралию» Ведущий: Мы в жизни часто отправляемся в дорогу, К родным, на отдых, по делам, к друзьям, Нам интересное встречается так много, Что все.

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей и подготовительной к школе группСпортивное развлечение по ПДД для детей старшей и подготовительной к школе групп Спортивное развлечение для старшей и подготовительной к школе группе. Тема: Спортивный праздник по правилам дорожного движения. Пр. содер. :.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп
Опубликовано: 18 декабря 2015 в 07:22
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД