Папки-передвижки

Словесные игры в дошкольном возрасте

Гоцманова Инна Валерьевна
Словесные игры в дошкольном возрасте

Ценность словесных игр заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и во внеурочное время. Каждая игра самостоятельная имеет свои учебные задачи. В то же время игры выстроены так, что чётко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приёмов а также словарного материала.

Давайте более подробно остановимся на роли словесных игр и упражнений в развитии речи.

Публикация «Словесные игры в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Словесные игры дают возможность поупражняться в грамматике, развивать фонематический слух, определять качество звука при произнесении слова, использовать модели звуков и слов. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые раннее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовки ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умения выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай -ка», «Магазин», «Радио». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож- не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Белого и чёрного не бывает».

Предлагаемые словесные игры позволят научить детей:

• Описывать признаки предметов, слов;

• Определять различные и одинаковые свойства предметов и слов;

• Сравнивать между собой слова;

• Обобщать;

• Классифицировать слова;

• Определять последовательность событий;

• Определять отношения между предметами типа род- вид;

• Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

• Развивать речь, находчивость и сообразительность.

В заключение следует подчеркнуть, что словесные игры и упражнения, помогут воспитателю проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее. Почти все игры- многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребёнком или небольшой группой из 4-6 человек; в) для самостоятельных игр детей.

Публикации по теме:

Игры по развитию внимания в дошкольном возрасте В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы. Внимание — это.

Сущность игры в дошкольном возрасте «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Словесные игры в дошкольном возрасте
Опубликовано: 6 мая 2015 в 20:48
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД