Папки-передвижки

Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)

Валентина Дмитриева
Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы

Я уже 30 лет проработала с детьми логопедических групп и хорошо знаю с какими тяжелыми нарушениями речи приходят дети в такие группы.

Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

Публикация «Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)» размещена в разделах

Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на развитие словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых путей развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Словообразование – важный источник пополнения словарного состава языка. Важно не только изучить состав существующих слов, но и понять перспективу развития. Например, если мы хотим назвать кого-то уменьшительно, то будем использовать следующие значимые единицы (например, суффиксы

-онок, -еньк).

Педагогу, работающему с детьми ОНР, важно не только хорошо знать законы словообразования, но и перспективы, законы по которым создаются новые, пока не существующие слова. Дети с ОНР затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (деревко, ведречко).

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень велико (-ик,

-очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к, но дети их мало используют, у них бедны представления о морфологическом составе слова.

Языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребёнка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и лёгкие, хорошо усвоенными детьми. Обучая детей способу образования слов, обозначающих детёнышей животных, следует давать не только форму именительного падежа единственного числа (у кошки – котёнок, а также формы родительного и творительного падежей (кошки, котят; кошка лежит с котятами).

В словообразовании используются типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми. Например: приём раскрытия словообразовательного значения слова : «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель- учительница, сформировать навыки образования слов по аналогии.

В старшем дошкольном возрасте нужно знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего, закрепляются полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды, детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок-грачата, снегирь- снегирята - один и много, но один- птенчик, ласточка, синичка, много – ласточки, синички). Здесь уместны задания на объяснение значения слов : «О чём говорит слово воробьишко (Детёныш воробья - маленький, шаловливый, а воробей – большой).

В своей работе я использую словесные игры и упражнения : «Магазин», «Зоопарк», «Угадай чего не стало?» Более сложная задача - образование профессий от разных частей речи с помощью суффиксов. Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, я провожу игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии, в игре «Кто он такой?» учу детей образовывать существительное от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Детей учу подбирать однокоренные слова («слова – родственники») «берёза- подберёзовик, лист- листопад). «Слова – родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу. Любой процесс словообразования не обходится без каких либо проблем, ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы, даю детям знания о том, как образуются слова, как применяются по смыслу, когда меняется их состав.

Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя суффиксы. Работа по определению аграмматизмов при словообразовании является одной из главных моих задач в коррекционной помощи дошкольникам, имеющим нарушения речи. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается. В дошкольном возрасте дети наиболее «отзывчивы» к усвоению форм русского языка, наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности).

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

Дом – домик – домишко – домище.

Брат – браток – братец – братишка – братик.

Рука – ручка – ручонка – рученька – ручечка.

Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка, в других-отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы :-ист,-тель,-ик,-ник,-изм,-арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы :- ость, -изн, -от –указывают на принадлежность к женскому роду.

Суффиксы :-арь, -ист, -щик- указывают на профессию; -ищ- суффикс места.

Есть суффиксы «ягодные» :-ик (голубика, черника, клубника, «мясные» :-ин (баранина, свинина, телятина и т. д.).

Итак, я хочу отметить, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо и многое может порассказать.

Задания, упражнения, игры, используемые мной в работе.

1. Подберите три однокоренных слова с разными суффиксами ( например: человек, человечек, человечишко). Составьте с ними предложения. Например: «Человек- это звучит гордо Попробуйте заменить в этом предложении слово человек на однокоренные: человечек, человечишко. Не получается? Вот какое значение может иметь маленький суффикс! Он полностью меняет смысл слова.

2. «Кто у кого?»

Правильно называть животных и детёнышей в единственном и множественном числе. Детям показывают карточки с изображением собаки и щенка, кошки и котёнка, козы и козлёнка, коровы и телёнка.

-Кто это (кошка).Кто у кошки (котёнок).Один – котёнок, а если много, как говорят? (котята).

3. «Большой и маленький».

Осуществить проверку употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

Что это (дом). Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький (домик).

4. Игра «Встреча гостей».

Проверка умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы было всё красиво и удобно.

5. Упражнение в образовании отглагольных существительных по образцу.

Игра «Эхо».

Осветить – освещение Известить – извещение

Смутить – смущение Возвратить – возвращение

Восхитить – восхищение Простить – прощение

Посвятить – посвящение Возмутить – возмущение

Похищать – похищение Угощать – угощение

6. «Подбери родственное слово».

Птица – птичка, птенец, птенчик, пташка, пташечка.

Снег – снежок, снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад, снегирь, подснежник.

7. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно – увеличительных суффиксов-соревнование двух команд :

«Мальчика – с пальчика» и «Ивана-Богатыря».

топорик топорище

ножка ножища

ручка ручища

глазик глазище

усики усищи

голосок голосище

носик носище

силушка силища

8. Игра «Кто это?».

укладывает бетон – бетонщик; регулирует движение – регулировщик;

играет на барабане – барабанщик; делает кровлю – кровельщик;

ткёт ткань – ткачиха, ткач; ухаживает за птицей – птичница;

учит детей – учитель; кладёт паркет – паркетчик.

9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии, по картинкам и без них – игры «Кто это?», «Эхо», «И я тоже».

Дрессирует животных – дрессировщик, дрессировщица.

Играет на барабане – барабанщик, барабанщица.

Чинит часы – часовщик, часовщица.

Ткёт ткань – ткач, ткачиха.

10. Словообразование существительных, обозначающих лица по их занятиям.

11. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям, качествам, а также предметы по их назначению –

игры «И я тоже», «Ты – да, а я – нет», «Что это?».

12. Словообразование существительных мужского рода (лица по их качествам и занятиям).

Игра «Кто это?»

Предавать – предатель Храбрый – храбрец

Удалой – удалец Красивый – красавец

13. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно – ласкательным значением при помощи суффиксов -ц, -ец, -иц.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 14:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дмитриева (УИ 2120045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД