Лучший педагог года

Служба ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ

Анна Хайлова
Служба ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ

Содержание проекта

1. Направление реализации проекта

Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2. Название проекта

Создание Службы ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в возрасте от 2 лет до 3 лет

3. Срок реализации проекта: 2020-2023 гг.

4. Основная идея проекта

Публикация «Служба ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ» размещена в разделах

На основании Приказа Управления образования Администрации города Хабаровска №90 от 29.09.2020г. МАДОУ №184 был присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка» по теме «Создание Службы ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в возрасте от 2 до 3 лет».

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ :

1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, не могут использовать зрение для познания и ориентирования;

2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие), имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.

3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.

4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА, не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

6. дети с нарушением интеллекта (У/О). Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.

7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА).

В МАДОУ № 184 функционирует 7 групп коррекционной направленности: 5 групп - для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1-2 уровень, 2 группы – для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1-2 уровень) и нарушением зрения. За каждой коррекционной группой закреплен учитель-логопед. В нашем учреждении 7 учителей-логопедов с высшим дефектологическим образованием: из них 5 человек с высшей квалификационной категорией, 2 человека – с 1 квалификационной категорией. В связи с этим деятельность Службы ранней помощи будет направлена на семьи, имеющих детей с ОВЗ : с тяжелыми нарушениями речи.

Наше учреждение уже имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями: в течение 5 лет функционировала инновационная площадка «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ при реализации ООП ДО в условиях стандарта». В рамках вариативного образования в МАДОУ создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.

В МАДОУ создан психолого–медико–педагогический консилиум, разработано положение о его деятельности, выработан алгоритм выявления детей с нарушениями в развитии, разработаны адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время есть необходимость создания службы, которая бы при ранних проявлениях нарушений развития дошкольников, проводила профилактические и коррекционные мероприятия. В связи с этим появилась необходимость изучения опыта коррекционной работы по преодолению нарушений у детей раннего возраста и создания в МАДОУ Службы ранней помощи детям от 2 лет до 3 лет.

Мы рассматриваем Службу ранней помощи, работающую как подразделение дошкольного образовательного учреждения, в составе следующих структурно-функциональных единиц: консультативного пункта, родительского клуба.

Целевой группой Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей с нарушением речи от 2 лет до 3 лет.

5. Актуальность проблемы

Согласно статистике, в мире каждый год на 15% увеличивается количество детей в возрасте до 3 лет, которым ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПР (задержка психического развития). Задержка речевого развития (ЗРР) у детей затормаживает и развитие мышления, таким образом плавно переходя в задержку психоречевого развития (ЗПРР, и, напротив, врожденные неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Статистика в этом вопросе заставляет содрогнуться. По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 - 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка.

К счастью, при грамотном подходе со стороны родителей и врачей, основные проблемы компенсируются в возрасте до одного года. Нормальное развитие отмечается у 15 - 20% детей. Но длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 3 - 5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями.

Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства - 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией.

Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребенка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребенка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:

- психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями;

- нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.

Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.

Таким образом мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования.

Что же делать в сложившейся ситуации? Специалисты едины в этом вопросе: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших "вторичных" проблем.

Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Нельзя ждать пока ребенок "выговорится". Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сенситивный период (до 3-5 лет). Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь логопеда помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Дошкольные образовательные учреждения как правило располагают достаточным ресурсным потенциалом для предоставления услуг по консультированию, осуществлению психолого-педагогической поддержки и коррекционной помощи детям с ОВЗ, не посещающим детский сад и их семьям. Эта деятельность может быть реализована через специальное структурное подразделение – Службу ранней помощи, признанной эффективной формой комплексного сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. В Службах ранней помощи формируется особый подход к оказанию необходимой поддержки детям раннего возраста с ОВЗ и их семьям, позволяющий консолидировать имеющиеся ресурсы и выстроить системную работу.

Кому нужна ранняя помощь?

Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи. В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомоторного развития, задержка речевого развития, либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии.

Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов.

Служба ранней помощи направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития.

Служба ранней помощи – это возможность побывать на приеме, который ведут сразу два специалиста (психолог и логопед) и получить консультацию по развитию вашего ребенка.

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста.

6. Обоснование значимости предполагаемого проекта для развития системы образования г. Хабаровск

Создание Службы ранней помощи соответствует основным положениям Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297, Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р).

Посредством создания Службы ранней помощи произойдет достраивание начальной ступени муниципальной системы образования г. Хабаровск в части дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Предоставление ранней помощи даст возможность значительной части детей с ОВЗ влиться в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития. Можно ожидать уменьшение количества детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специализированном обучении.

Реализация модели Службы ранней помощи в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать обновлению компетенций специалистов ДОУ, повышению качества работы и статуса ДОУ, а также степени удовлетворенности родителей предоставляемыми услугами дошкольного образования.

7. Цель проекта

Создать Службу ранней помощи в дошкольной образовательной организации для оказания психолого-педагогической, социальной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с риском отставания в речевом развитии в возрасте от 2 лет до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и раннему выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности.

8. Ключевые задачи

1. Разработка нормативно-правовой и программно-методической базы по организации ранней помощи на уровне дошкольного образовательного учреждения с учетом передового опыта.

2. Обеспечение доступности ранней помощи для целевой группы и их семей.

3. Создание единого пространства развития и образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья через формирование взаимодействия «родители-специалисты-дети».

4. Формирование междисциплинарной команды специалистов, прошедших повышение квалификации или переподготовку по проблемам предоставления ранней помощи, разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.

5. Совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие ребенка по основным областям: физическое развитие, включая развитие двигательных, слуховых и зрительных функций, познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, включая самообслуживание и др.

6. Сетевое взаимодействие: развитие сотрудничества и взаимодействия с социальными партнерами, организациями и учреждениями смежных областей по обеспечению психолого-педагогического сопровождения семей, социализации ребенка и успешного перехода ребенка из Службы ранней помощи в выбранные образовательные учреждения.

9. Основные риски проекта и пути их минимизации

п/п Основные риски проекта Пути их минимизации

1 Отсутствие мотивации у отдельных участников проекта к его реализации. Пропаганда значимости проекта, моральное и материальное стимулирование участников проекта.

2 Недостаточная информированность родительского сообщества о раннем вмешательстве. Развитие сетевого взаимодействия. Работа с социальными партнерами.

3 Недостаточная компетентность специалистов в частных случаях. Развитие сетевого взаимодействия. Привлечение специалистов, экспертов и консультантов для разрешения проблемы.

4 Затруднения в выстраивании взаимодействия с учреждениями других ведомств. Пропаганда значимости проекта. Развитие сетевого взаимодействия.

10. Ожидаемые результаты проекта

1. Нормативно-правовая база, программа ранней помощи и методические рекомендации по организации ранней помощи на базе дошкольного образовательного учреждения.

2. Служба ранней помощи как подразделение дошкольного образовательного учреждения в составе следующих структурно-функциональных единиц: консультативный пункт, родительский клуб.

3. Междисциплинарная команда специалистов, работающих в Службе ранней помощи, отвечающая критериям: профессионализм, высокая квалификация, компетентность, мотивация.

4. Банк передовых методик и технологий ранней помощи.

5. Обогащенная предметно-развивающая среда для успешной реализации программы ранней помощи.

6. Модель системы взаимодействия с социальными партнерами, организациями и учреждениями смежных областей, консультантами и экспертами для реализации программы ранней помощи.

11. Ожидаемые эффекты проекта

1. Предоставление ранней помощи максимальному количеству семей, обращающихся в Службу ранней помощи.

2. Успешная социализация целевой группы Службы ранней помощи.

3. Успешный переход детей после окончания программы ранней помощи в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

4. Снижение востребованности специального школьного образования для детей с ОВЗ.

5. Рост информированности родителей городского округа о возможностях и необходимости обращения в Службу ранней помощи.

6. Повышение компетентности родителей в вопросах родительско-детского взаимодействия.

7. Рост доверия семей к Службе ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.

8 Максимальное предотвращение социальной изоляции семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

9. Расширение образовательного поля для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования.

10. Расширение взаимодействия специалистов Службы ранней помощи со специалистами образовательных учреждений по «горизонтали» и «вертикали», работающих по проблемам психолого-педагогической и коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистами смежных областей и социальными партнерами.

12. Этапы реализации проекта

Первый этап инновационного проекта – организационный (сентябрь 2020г. – январь 2020г.) : мониторинг социального запроса на услуги Службы ранней помощи, оценка профессиональной подготовки педагогов Службы ранней помощи, оформление нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность проекта, формирование творческой группы по разработке проекта, обсуждение направлений инновационного проекта.

Второй этап инновационного проекта – практический (январь 2020г. – май 2022г.) : презентация проекта, разработка образовательных программ, пополнение материально-технической базы, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации; оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте учреждения, сетевое взаимодействие с профилирующими организациями: КГБУЗ «Комсомольский-на-Амуре специализированный дом ребенка», ФНДиДО Тихоокеанского Государственного Университета.

Третий этап инновационного проекта - заключительный (май 2022г. – май 2023г.) : перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведённой работы, проведение итоговой диагностики, выводы, диссеминация опыта работы (это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории).

Этап и сроки реализации №

п/п Наименование мероприятия Краткое конкретное содержание мероприятия Ожидаемые результаты Механизм контроля Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

1 этап – организационный (сентябрь 2020г. – январь 2021г.) 1 Мониторинг социального запроса на услуги Службы ранней помощи 1. Анкетирование родителей детей раннего возраста, посещающих дошкольное учреждение.

2. Размещение информации на сайте детского сада. Получение объективных данных о необходимости работы Службы ранней помощи Анализ Открытие инновационной площадки

2 Оценка профессиональной подготовки педагогов Службы ранней помощи ДОУ 1. Тестирование педагогов.

Мониторинг

2. Обсуждение 1. Получение объективных данных о профессиональной подготовки педагогов Самоанализ, анализ 1. Тестовые задания для определения профессионального уровня педагогов

2. Методические рекомендации по повышению профессиональной компетенции педагогов

3 Составление теоретических основ программы Службы ранней помощи 1. Создание творческой группы для работы инновационной площадки

2. Определение общих задач инновационной работы

3. Разработка теоретических основ программы

1. Выработка принципов и подходов к составлению программы

Службы ранней помощи

2. Выбор методов, технологий и форм реализации программы Анализ 1. Создание программы Коррекционно-развивающей работы службы ранней помощи

2. Создание электронной библиотеки научно-методического обеспечения Службы ранней помощи

4 Изучение нормативно-правовой документации, разработка локальных актов 1. Анализ пакета стандартных документов по работе Службы ранней помощи в ДОУ

2. Представление проекта документов

3. Обсуждение Разработка утверждение нормативно-правовой базы Службы ранней помощи ДОУ Анализ 1. Создание нормативно-правовой базы Службы ранней помощи ДОУ (Портфель нормативных документов)

2 этап – практический (январь 2021г. – май 2022г.) 1 Консультативные семинары для педагогов групп раннего возраста Проведение семинаров, консультаций Повышение педагогической компетенции педагогов Анализ, самоанализ Методические рекомендации для педагогов

2 Повышение профессионального роста педагогов Организация курсов повышения квалификации по работе с детьми раннего возраста, имеющими статус ОВЗ Повышение педагогической компетенции педагогов Самоанализ Получение удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации

3 Проведение встречи с родителями (законными представителями) 1. Анкетирование родителей

2. Собеседование со специалистами Получение информации о детях Анализ полученных данных 1. Консультирование родителей

2. Составление банка данных детей Службы ранней помощи

3. Создание родительского клуба

4 Диагностика Проведение психолого- педагогической диагностики 1. Определение уровня развития детей

2. Выявление первичных и вторичных нарушений развития для составления индивидуального маршрута Анализ полученных данных 1. Составление адаптивной общеобразовательной программы (АОП)

2. Составление индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ

5 Реализация индивидуальной программы (далее – ИП) психолого-педагогической помощи ребенку и семье Реализация ИП в форме:

- индивидуальной и подгрупповой работы;

- онлайн занятий с детьми (не посещающими группу Службы ранней помощи в ДОУ) – дистанционное обучение Освоение этапов ИП детьми с ОВЗ Оценка динамики развития ребенка Методические разработки онлайн занятий, консультаций, видеоматериалы

6 Консультирование родителей Проведение консультативной работы специалистами (собеседование, онлайн консультации) Повышение педагогической компетенции родителей Анализ запросов Сборник рекомендаций для родителей по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ

7 Формирование профильной страницы на официальном сайте детского сада 1. Создание страницы Службы ранней помощи на сайте МАДОУ 184.

2. Оформление данной страницы учителями-логопедами.

3. Регулярное пополнение страницы методическими разработками Повышение педагогической компетенции родителей Анализ Пакет методических разработок: печатные консультации, видеоуроки

8 Сетевое взаимодействие Обмен методическими материалами с учителями-логопедами КГБУЗ "Комсомольский-на-Амуре специализированный дом ребёнка"; педагогами ФНДиДО Тихоокеанского Государственного Университета Повышение педагогической компетенции узких специалистов Самоанализ Методические разработки онлайн занятий, консультаций, видеоматериалы

3 этап – заключительный (май 2022г. – май 2023г. 1 Проведение итоговой диагностики Динамическое обследование детей по итогам освоения ИП Определение динамики развития детей с ОВЗ, посещающих Службу ранней помощи Анализ Адаптированный диагностический комплект (инструментарий для всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка, с учетом интегративного подхода, на основе стандартизированных апробированных методик)

2 Научно-методический семинар, конференция Представление результатов реализации программы Службы ранней помощи на ГМО, научно-практические конференции в ТОГУ 1. Получение обратной связи от педагогического сообщества, обмен мнениями

Вынесение решения по результатам проведения 1. Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ раннего возраста в условиях модернизации дошкольного образования: «Модель Службы ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в возрасте от 2 до 3 лет», «Развитие коммуникативных форм поведения у ребенка с ОВЗ раннего возраста в процессе взаимодействия со взрослым», «Формирование предпосылок к развитию речи у детей с ТНР».

2. Рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ раннего возраста.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Аннотация к педагогическому проекту «Я могу…» Актуальность Главная целевая установка ФГОС ДО – ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных.

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребностиСотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Служба ранней помощи по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 октября 2020 в 06:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД