Надежда Гордиенко
Служба ранней помощи в ДОУ
Служба ранней помощи МБДОУ д/с №3 «Алёнушка», на протяжении 2024 – 2025 учебного года осуществляла комплексное сопровождение 4 семей и их детей в возрасте до 3 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья (риск их возникновения).
Деятельность Службы ранней помощи проходит на площадке детского сада, отвечающей требованиям санитарных норм и правил пожарной безопасности. При организации работы учитываются потребностей детей с выявленными нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их возрастные особенности.
Публикация «Служба ранней помощи в ДОУ» размещена в разделах
Старшим воспитателем ДОУ совместно со специалистами был разработан годовой план работы СРП, график работы специалистов.
Характеристика контингента обучающихся по возрастному признаку:
• Трое детей в возрасте 1 – 2 года;
• Один ребенок в возрасте 3 года.
Режим оказания помощи ребенку и семье определялся в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в следующих формах:
• консультирование семьи по вопросам развития, воспитания и обучения, взаимодействия;
• наблюдение за динамикой развития ребенка;
• совместные с родителями и детьми индивидуальные занятия.
В течение учебного года специалисты Службы ранней помощи решали задачи, направленные на создание психолого-педагогических условий для раннего выявления, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей раннего возраста.
В состав Службы ранней помощи в 2024 – 2025 учебном году входили:
• Заведующий СРП;
• педагог-психолог,
• учитель-логопед;
• музыкальный руководитель.
В процессе реализации профессиональной деятельности специалисты Службы применяли разнообразные технологии работы с детьми:
Специалисты Технологии работы
Педагог - психолог Здоровьесберегающие и развивающие технологии: сухой бассейн, сенсорная коробка, сенсорная тропа, элементы психогимнастики, игры – релаксации, элементы акватерапии и музыкотерапии.
Технологии, направленные на развитие тонких движений руки: - элементы Су – джок терапии; - пальчиковые игры (в том числе, с помощью природного материала); - различные мозаики, шнуровки; - нетрадиционные способы рисования
Учитель - логопед Технологии, направленные на стимуляцию речевого развития ребенка: - фонетические распевки; - дыхательная гимнастика; - логоритмика; - музыкально – ритмические игры; - артикуляционная гимнастика; - элементы Су – джок терапии; - пальчиковая гимнастика. Технологии, направленные на развитие познавательной активности ребенка: -элементы методики Фрёбеля; - элементы системы Дьенеша; - элементы системы М. Монтессори
Музыкальный руководитель музыкальные пальчиковые и логоритмические игры; - игры – эксперименты со звуками и игры – путешествия в мир звуков; - музыкально – двигательные игры – импровизации; - музыкальные сказки; - театрализованная деятельность.
Педагогический коллектив Службы ранней помощи ставил перед собой цель: оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста, в том числе с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей.
Поэтапно реализовались следующие задачи:
• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей раннего возраста, в том числе с нарушениями развития (риском нарушения);
• включение родителей (законных представителей) детей раннего возраста в процесс воспитания и обучения ребенка;
• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка раннего возраста.
Педагогом-психологом и учителем-логопедом проводилось индивидуальное первичное, комплексное психолого-педагогическое обследование детей при обращении родителей в Службу ранней помощи. В мае 2025 года были проведены контрольные исследования для оценки эффективности проведенной работы.
Анализ результатов интервьюирования родителей (законных представителей) детей, посещающих Службу ранней помощи, позволяет выявить эффективность реализуемой образовательной деятельности. В результате целенаправленной работы по развитию навыка коммуникации, дети научились взаимодействовать с другими детьми: совместно играть, не отбирая игрушки и предметы. Часть детей овладела навыком обращения к другому ребенку по имени. Дети стали проявлять положительные эмоции в процессе совместной деятельности с другими детьми, радоваться её результатам.
К концу учебного года по результатам анкетирования у детей сформировались позитивные социальные отношения: дети стали демонстрировать привязанность к наиболее значимому взрослому, стали чаще выступать инициаторами общения со взрослым, стали принимать участие в различных социальных ситуациях, например, на игровой площадке, в магазинах. Родители отметили, что дети приобрели новые знания, наблюдая и самостоятельно исследуя окружающий мир. Родители стали понимать особенности ребенка, научились оказывать психолого-педагогическую поддержку, приобрели новые знания по вопросам обучения и воспитания детей.
У родителей воспитанников повысилась компетентность в вопросах развития и воспитания ребенка. Родители научились оказывать правильную стимульную помощь в общении с ребенком. Большинство родителей отметили, что научились использовать специфические приемы для преодоления трудностей ребенка. Положительная динамика отмечается у показателя организации образовательной домашней среды для ребенка. Родители научились организовывать домашнюю среду таким образом, чтобы она являлась развивающей для ребенка.
Подбирать те игры и игровой материал, который бы учитывал зону ближайшего и актуального развития. Работа с родителями эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома. Общение детей и родителей становится более интересным и насыщенным.
Отмечена положительная динамика результатов во всех линях развития ребенка, что указывает на эффективность работы специалистов СРП. Взаимодействие родителей и педагогов СРП способствовало:
• индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
• повышению информационной культуры;
• организации непрерывного процесса обучения (повышение родительских компетенций в вопросах взаимодействия с детьми способствовало продолжению образовательных отношений, которые могут осуществляться в домашних условиях).
Анализ деятельности Службы ранней помощи за 2024-2025 г. показал, что работа отличается достаточной стабильностью и положительной результативностью.
Наиболее успешными можно обозначить следующие показатели:
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• непрерывное развитие ребенка по всем линиям развития;
• формирование умений ребенка функционировать в различных естественных жизненных ситуациях.