Лучший педагог года

Сообщение для педсовета «Развивающая речевая среда в детском саду»

Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для педсовета «Развивающая речевая среда в детском саду»

Хорошая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Сообщение для педсовета „Развивающая речевая среда в детском саду“» размещена в разделах

Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающим мире, формирования на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развития фонетико-фонематической стороны речи и её моторных компонентов.

Что же такое речевая развивающая среда? Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребёнка.

Задачи построения речевой развивающей среды можно выделить следующее:

1) Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

3) Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка.

4) Обеспечение комфортного состояния ребёнка среди своих сверстников.

5) Обеспечение возможности (самостоятельной) для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Речевая развивающая среда в ДОУ строится в двух направлениях:

a) Предметно-развивающая среда.

b) Непосредственно-образовательная деятельность.

Где у детей формируем навыки речевого общения, знакомим с языковыми единицами, художественной литературой, упражняем в умении устанавливать контакты с окружающими людьми, сверстниками.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка носит как индивидуальный, так и подгрупповой способ общения. Выражается в сотрудничестве педагога и ребё нка в каком-либо виде деятельности: игровой, театрализованной, конструктивной.

Самостоятельная деятельность ребёнка включает в себя действия игровые или практические, которые ребёнок осуществляет самостоятельно без помощи взрослого, она может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Примером коммуникативной деятельности, может служить организация сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно берут и распределяют роли, договариваются о способах действия.

Большую роль в осуществлении речевого и коммуникативного общения играют экскурсии, как способ активного познания окружающего мира. Такие экскурсии, как на кондитерскую фабрику, в планетарий, в парк в различные сезоны, посещение театра и др. Дают детям возможность общаться с другими людьми, задавать вопросы, вести диалог, а также знакомится с этикетом, культурой общения.

Одно из требований к развивающей среде – она должна быть эстетична. В этом нам большую помощь оказывают родители. Красивые вещи, окружающие детей учат видеть прекрасное, развивать эстетические чувства, побуждают детей к речевой активности, учат беречь окружающие предметы. Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении детей с народным творчеством (гжель, хохлома, дымковские игрушки). Целесообразно ввести в предметно-развивающую среду предметы, сделанные руками взрослых и детей. Дети и родители активно участвуют в различных выставках и конкурсах. Их работы потом украшают нашу группу, воспитывают интерес к творческой деятельности. В приёмной в уголке «Наше творчество» еженедельно появляются лучшие рисунки, поделки.

Нами была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения эмоционального состояния: удаление от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. В частности, тесный контакт детей друг с другом и с воспитателем происходит в нашей группе на ковре. Это происходит во время занятий по развитию речи, во время пальчиковых, хороводных, малоподвижных и других игр.

Дети в процессе этих игр запоминают различные тексты, движения, последовательность, включаются в общий ритм, согласовывают свои движения с движениями других детей. Здесь также происходит различные строительные игры, в процессе которых происходит обогащение активного словаря детей на такие темы как «Транспорт», «Армия», «Парикмахерская», «Больница» и другие. В ходе этих игр происходит активное речевое общение детей друг с другом.

Желательно, чтобы среда содержала стимулы, способствующие интеллектуально-эстетическому развитию детей. Для этого в группе имеется музыкальная и театральная зона, в которых подобраны соответствующие пособия (фланелеграф, маски, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, различные виды театров).

Большое значение в развитии речи имеет книжный уголок. Учим детей видеть красочное оформление книги, внимательно рассматривать иллюстрации. Во время чтения любимых произведений побуждаем детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Для читающих детей выкладываем книги с крупным шрифтом, различные буквари, разрезные азбуки.

В уголке для родителей размещаем информацию по речевому и коммуникативному развитию детей.

Большое познавательное и развивающее речь детей значение имеет полка избыточной информации. Здесь выкладываем книги энциклопедического характера, различные словари, книги о животных и др.

Чисто используем в своей работе предметы и материалы из уголка опытно-экспериментальной деятельности. Недавно при знакомстве с таблицей Менделеева Д. И. провели эксперимент по окислению железа. Дети с интересом каждый день наблюдали за изменением цвета воды в стакане с гвоздями. Когда дождались нужного эффекта, решили ещё на время оставить стакан с водой. Отметили, что воды в стакане стало намного меньше. Поговорили об испарении воды, о круговороте воды в природе.

Исходя из всего сказанного, можно выделить следующие требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ :

• В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).

• Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям.

• Функциональность предметов развивающей среды.

Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересов мальчиков и девочек, зоне ближайшего развития.

• Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Публикации по теме:

Консультация на тему «Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы ДОУ» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.

Музыкально-развивающая среда в детском саду. Совместная работа музыкального руководителя с родителями и воспитателямиМузыкально-развивающая среда в детском саду. Совместная работа музыкального руководителя с родителями и воспитателями Музыкально-развивающая среда в детском саду. Совместная работа музыкального руководителя с родителями и воспитателями. Конкурс "Мастерим.

«Коми уголок». Предметно-развивающая среда в детском саду«Коми уголок». Предметно-развивающая среда в детском саду Хочу поделиться с Вами оформление коми уголка (уголок краеведения) в группе детей раннего возраста. Этнокультурное воспитание детей одна.

Предметно-развивающая среда в детском саду по ФГОСПредметно-развивающая среда в детском саду по ФГОС Уважаемые коллеги! Как известно, вопрос о развитии предметно - развивающей среды в детском саду является одним из актуальных на сегодняшний.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда ДО. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Развивающая среда ДОУРазвивающая среда ДОУ Правильно организованная развивающая среда - это одно из самых важных условий воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном.

Развивающая стена «Мой город» в логопедическом детском саду (оформление раздевальной комнаты).Развивающая стена «Мой город» в логопедическом детском саду (оформление раздевальной комнаты). На стене представлен сюжет по лексической теме "Мой город".Сюжет создаётся из детских работ различных видов изобразительной деятельности.

Развивающие среда кабинета изостудии в детском садуРазвивающие среда кабинета изостудии в детском саду Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. В первую очередь это проектирование развивающей среды,.

Сценарий праздника «Эликсир молодости». Здоровьесберегающая среда в детском саду Сценарий на тему "Здоровье сберегающая среда в детском саду" "Эликсир молодости" (выступление на августовской конференции) Люди праведны,.

Сообщение для педсовета «Воспитание эстетических чувств у дошкольников по программе «Детский сад-Дом радости» Воспитание эстетических чувств у дошкольников чрезвычайно актуально, человек (ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение для педсовета «Развивающая речевая среда в детском саду»
Опубликовано: 23 декабря 2015 в 12:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД