Людмила Галеницкая
Сообщение для родительского собрания «Значение режима в жизни малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для родительского собрания на тему : «Значение режима в жизни малыша».
1 младшая группа.
Галеницкая Л. В.
Значение режима в жизни малыша.
Установленное и четкое выполнение режима дня имеет очень большое значение для детей раннего возраста, явля- ется основой их воспитания. Правильное распределение в течении суток сна, бодрствования и разных видов деятель- ности прежде всего предохраняет нервную систему от утом-ления, обеспечивает спокойное и бодрое настроение на протяжении всего дня и способствует нормальному функци-онированию всего организма ребенка, в том числе и коры больших полушарий головного мозга. Своевременное кор- мление ребенка,достаточно длительный и глубокий сон яв-ляются основными условиями поддержания здоровья и раз вития организма. Режим способствует воспитанию организо ванного поведения детей. Если ребенок спит, ест,играет,гу- ляет всегда в одно и то же время, то потребность в еде, во сне возникает именно в установленное режимом время, так как вырабатывается условный рефлекс на время и ребенок спокойно, без возражений по предложению взрослого идет есть, гулять, умываться, спать. Своевременный отдых ребен ка и правильная смена разных видов деятельности создают условия для полноценного активного бодрствования ребен- ка,т. е. для его нервно-психического развития. В детском уч- реждении только при твердом режиме возможны четкая ра бота персонала и выполнение всех задач воспитания. Поэ- тому установление режима дня в каждой группе является основным разделом воспитательной работы в детском уч-
Публикация «Сообщение для родительского собрания „Значение режима в жизни малыша“» размещена в разделах
реждении.
Бодрствование – это активное деятельное состояние коры
полушарий головного мозга. Возникает оно уже с первых дней жизни ребёнка под влиянием сначала внутренних, и затем и внешних раздражений, которые действуя на рецеп-торы, вызывают в коре головного мозга ребёнка очаги воз-буждения. Но клетки коры имеют предел работоспособнос-ти т. е. ребёнок может бодрствовать только определённое время, после чего ему необходим отдых-сон. Чем меньше ребёнок, тем меньше длительность его бодрствование. Сон предохраняет нервные клетки от переутомления, за время сна восстанавливается и работоспособность. Бодрствова-
ние и сон являются взаимосвязанными, сопряжёнными состояниями нервной системы. Активное бодрствование вызывает глубокий последующий сон, и хороший глубокий сон обеспечивает активное бодрствование. При рождении у детей нет никакого ритма сна и бодрствование. Ребёнок за-сыпает в разное время дня и ночи, различна и длительность каждого сна, бодрствование бывает то короче, то длиннее. С возрастом и совершенствованием нервной системы детей увеличивается предел работоспособности их нервных кле-
ток, вследствие чего дети могут активно бодрствовать без каких-либо признаков утомления всё более длительное время. В связи с этим уменьшается количество суточного сна, необходимого для отдыха. Усложняется всё поведе-
ние ребёнка. Поэтому на протяжении первых 3 лет жизни режим дня детей неоднократно меняется. Надо вниматель-
но следить за поведением детей и своевременно сигнали-
зировать врачу и педагогу о необходимости перевода ребё-
нка на новый режим в соответствии с теми изменениями,
которые произошли в его развитии, например удлинить бод
рствование, исключить совсем или перенести другое время один дневной сон. При соответствии режима дня необходи-
мо учитывать не только возраст детей, но и состояние их здоровья, физическое развитие и индивидуальные особен-
ности. Дети во время или после болезни, а также физически ослабленные нуждаются в индивидуальном режиме. Вся-
кое заболевание вызывает временное понижение работо-
способности, более быстрое утомление ребёнка. Поэтому у физически ослабленных детей сокращается длительность каждого отрезка бодрствования ; они должны чаще отды-
хать, чем здровые дети того же возраста. Сокращать бодр-
ствование следует и детям физически здоровым, но легко возбудимым, так как они расходуют больше энергии, а поэ-
тому быстрее устают. Если в одной группе находятся дети разные по возрасту, то они нуждаются в разном режиме. Режим дня детей устанавливаетя на круглые сутки, т. е. на время пребывания детей в учреждении и дома хорошо зная условия работы и жизни семьи, необходимо указать роди-
телям, какой режим надо установить для ребёнка вечером и в выходной день. Установленный режим должен тщатель-
но выполняться. Во время утреннего приёма ребёнка в ясли воспитатель обязан выяснить, сколько часов он спал и как, в случае плохого сна, продлить в этот день сон ребёнка в яс- лях, для чего его можно уложить раньше и поднять послед- ним. Ребёнка, жившего до поступления в детское учрежде- ние по другому режиму, приучать к новому режиму надо постепенно с возрастом, когда длительность бодроствова-
ния у ребёнка увеличивается и поведение становится спо- койное и разнообразное, следует в режиме предусмотреть не только правильную смену сна, бодрствования и кормле- ния, но и правильное чередование разных видов деятель- ности.
Таким образом правильно составить режим это значит :
1. Установить такую длительность бодрствования, кото- рая не превышала бы предела работоспособности нерв ной системы детей и бодрствования своевременно сме нять сном, предохраняя детей от утомления.
2. Обеспечить необходимое суточное количество сна.
3. Соблюдать определённые промежутки между кормле- ниями.
4. Обеспечить правильную смену разных деятельности.
Если правильно составлен и выполняется точно, то во пер- вых, все дети группы активные в течении всего бодрствова- ния и находятся преимущественно в уравновешенном сос- тоянии; во вторых, у всех детей хороший аппетит; в третьих, дети сравнительно быстро и спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются в бодром состоянии. Такое поведение детей и является показателем соответствия режима и инди- видуальным особенностям детей группы.