Лучший педагог года

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Ирина Майборода
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Представление, что при любом двигательном тренинге.

упражняется не рука, а мозг, вначале казалось

парадоксальным и лишь с трудом проникло

в сознание педагогов.

Н. А. Бернштейн

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, которые нужно им передавать. Конечно же, хочется, чтобы усвоение этих знаний было осмысленным. Для этого нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах

Для речи "критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребё нка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Существует огромное множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых в современном обучении ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :

массажных мячиков

Например, "Зайка и ежик" О. Крупенчук

Зайка - ушки на макушке- Дети кладут мячик на правую ладонь.

Показывают указательный и средний пальцы - «ушки зайчика»

Скачет, скачет по опушке.

Берут мячик в любую руку и

«прыгают» им по ладони другой рукой,

затем меняют руки.

А за ним колючий ёжик

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочередно

нажимают на бугорки мячики,

затем меняют руки.

Шел по травке без дорожек. Катают мячик в руках, делая

движениями вперед-назад между

ладонями.

платочков

Например, А. Савушкина "Рыбки"

Дети кладут платочек на колени или на любую ровною поверхность.

Рыбки плавали,ныряли Пальцы обеих рук складывают

В чистой, тепленькой воде. щепотью, руки двигаются волной от плеча,

изображая ныряющих рыбок.

То сожмутся, Дети плотно сжимают пальцы рук на

последнем слове.

Разожмутся, Пальцы обеих рук сильно растопыривают

в стороны.

То зароются в песке! Пальцы обеих рук собирают платочек

в обе ладони.

ковриков

Например, народная потешка "Звериные следы"

Дети кладут коврик на колени или любую ровную поверхности.

Шла корова по дорожке - Сжимают обе руки в кулаки, "шагают по

ТОП-ТОП! дорожке" (как корова, тяжело ступая по

ТОП-ТОП! неровной поверхности коврика.

А за ней бежала кошка - Ставят указательные и средние пальцы

Топ-топ-топ, обеих рук на коврик и "идут" легко и

Топ-топ-топ! грациозно (как кошка) по коврику.

крупных бигуди

Например, Т. Волгина "Загудел паровозик"

Загудел паровозик Дети катают бигуди между ладонями

И вагончики повез: вперед-назад, руки держат перед собой.

"Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу!"

прищепок

Например, русская народная потешка "Пернатые"

Наши уточки с утра: Бельевой прищепкой дети прищепляют

"Кря-кря-кря". ногтевые фаланги пальцев правой,

Наши гуси у пруда: а затем левой руки на каждый

"Га-га-га". ударный слог - от большого пальца

А индюк среди двора: к мизинцу.

"Бал-бал-бал".

Наши курочки в окно:

"Ко-ко-ко".

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споё т: "Ку-ка-ре-ку!"

счетных палочек

Например, английская народная считалка "Апельсин"

Мы делили апельсин: Дети ритмично постукивают ребром

ладони о другую ладонь.

Много нас, а он один! Берут в руки счетную палочку и

показывают её.

Эта долька для ежа, Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат указательным

пальцем правой руки.

Эта долька для стрижа, Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат средним

пальцем правой руки.

Эта долька для моржа, Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат безымянным

пальцем правой руки.

Эта долька для бобра. Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат мизинцем

правой руки.

А для волка - кожура. Убирают счетную палочку за спину.

Он сердит на нас - беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди,

хмурят брови.

Разбегайтесь кто куда! Указательные и средние пальцы обеих рук

"бегут" по ногам.

Затем проделывают те же действия левой рукой.

эспандеров

Например, народная потешка "Месим тесто"

Дети берут эспандер в руки.

Тесто мнем, мнем, мнем, Сжимают и разжимают в руках эспандер

Тесто жмем, жмем, жмем, на каждый ударный слог сначала

Выпекать пирог поставим. в правой, а затем в левой руке.

Раз, два, три, четыре, пять -

Не пора ли вынимать?

длинных бигуди

Например, К. Чуковский "Бармалей"

Дети берут в руки длинную бигуди и зымакают в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчива мизинцем, - только на названия животных по ходу текста. Затем меняют руки.

В Африке - Надевают кольцо на большой палец,

Акулы!

В Африке - на указательный,

Горрилы!

В Африке - на средний,

Большие

Злые на безымянный,

Крокодилы! на мизинец.

решеток

Например, И. Токмакова "Дин-дон!"

Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

Динь-дон! Динь-дон! "Ходят" указательными и средним пальцами

В переулке ходит слон! по клеткам решетки, делая "шаги" на каждый

ударный слог, - двумя руками одновременно

или поочерендо.

зубных щеток

Например, С. Ерошкина "Массаж"

Дети берут в руки зубную щетку.

Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой подушечки пальцев

Чтоб погладить пальчики правой, затем левой руки, начиная с

Станьте ловкими скорей, большого пальца и заканчивая мизинцем.

Пальчики-удальчики!

бус

Например, народная скороговорка "Бусы для Маруси"

Купила бабуся бусы Марусе. Дети перебирают бусы в руках,

считают бусины в прямом и в

обратном порядке.

резинок для волос

Например, кумынская народная песенка (пер. Н. Гребнева) "Пальчиковая гимнастика №5"

Где ладошки? Дети берут в руки резиночку для волос,

кладут её в кулак и убирают руки за спину

Тут,тут! Показывают ладонь, на ладони лежит резиночка

На ладошке пруд, пруд! Обводят указательным пальцем любой руки

вокруг резиночки, которая лежит

на ладони, - "пруд"

Надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Палец большой - это гусь молодой! Надевают резиночку на

большой палец,

Указательный гуся на указательный.

Поймал! Обнимают себя за туловище-

"поймали гуся".

Средний гуся Надевают резиночку на средний

палец.

Ощипал! Делают самомассаж тела,

начиная с ног, затем живот и

голова.

Этот пальчик Надевают резиночку

на безымянный палец.

Щи варил! Выполняют логопедическое

упражнение "Индюк".

А мизинчик Надевают резиночку на

мизинец.

Нас кормил! Касаются поочерендно пальцами

обеиз рук рта.

Полетел гусь в рот, Дотрагиваются руками до рта.

А оттуда - в живот! Дотрагиваются риками до живота.

щеток

Например, Н. Нищева "Елочка"

Перед нами елочка: Дети проводят щеткой круговыми

движениями по правой, затем по

по левой ладони.

Шишечки, Держа щетку в левой руке,

проводят ею по большому пальцу

правой руки,

Иголочки, по указательному,

Шарики, по среднему,

Фонарики, по безымянному,

Зайчики и свечки, по мизинцу.

Звёзды, Убирают щетку в сторону и

показывают указательные и средние

пальцы на обеих руках ("ушки",

затем соединяют ладони обеих рук

("свечки").

Человечки. Показывают все пальцы обеих рук

растопырив их в стороны.

шестигранных карандашей

Например,А. Сурикова "Волшебный карандашик"

Карандаш я покачу Дети прокатывают карандаш по

поверхности ладони.

Влево-вправо,как хочу! Дети кладут карандаш на

любую ладонь.

"Проглаживают" карандаш сначала одной ладонью, затем другой. Катают карандаш по обеим ладоням.

И конечно, имеют место игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Наши детям (1,6-3 года) нравятся игры

"Разноцветные крышечки и пуговички". Ребенок самостоятельно из цветных крышек или пуговиц складывает узор, геометрическую фигуры.

"Мозайка" Ребенок самостоятельно выкладывает фигуры по рисункам на картоне.

"Орешки" Грецкий орех катают между ладонями, поглаживают его и т. п.

Все вышепредставленные игры спровождаются стихотворениями - это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Чем точнее и четче будет двигаться ребёнок, тем глубже и осмысленние станет его знакомство с миром, так ка движение для него - способ познания мира. Использование стихов в играх с предметами для детей обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. А так же это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев, также могут быть задействована ориентировка в схеме тела. Такие забавы увлекательны:

способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук;

вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности;

повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности;

кисти рук становятся более гибкими и подвижными;

стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение, координируют движения пальцев рук, расширяют словарный запас, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

В соответствии с вышепредставленной статьёй выделим цель, задачи пальчиковых игр с нетрадиционными предметами и рекомендации по их применению.

Основной целью подобных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

Развитие тактильной чувствительности рук.

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Совершенствование двигательной памяти.

Развитие речемымлительной деятельности.

Развитие мимической мускулатуры.

Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Формирование дружеских взаимоотношений.

Воспитание внимания к обращенной речи.

Развитие чувства уверенности в себе.

Формирование положительной мотивации на занятиях.

Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

Формирование умения радоваться, достигая цели.

Формирование коммуникативных навыков.

Рекомендации применения пальчиковых игр с нетрадиционными предметами для педагогов.

проиграйте сюжет игры сами; перед игрой обсудите её содержание, отработайте ключевые движения и комбинации пальцев с предметами;

создайте благоприятный эмоциональный настрой перед игрой, проявляйте все эмоции по сюжету игры;

не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно и не ждите от него мгновенной реакции;

работу проводите регулярно, систематически (в течение дня можно обращаться к ним ннесколько раз, но играть понемногу);

соблюдайте временной регламент: длительность игр зависит от возраста; 2 года - 5-10мин, 3-4 года - не более 15мин, 5-6 лет - 25мин. ;

сложность игр должна возрастать постепенно, учитывая индивидуальные способности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

звучание голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительны;

обращайте внимание на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук, на точность и качество выполнения движений;

Не забывайте, что малыш воспринимает ваши движения зеркально: произнося команду "влево", вы должны делать "вправо" и наоборот;

комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка; следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

обязательно используйте физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

Публикации по теме:

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 2-младшая группа Воспитатель: Алейникова. В. А Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Всем известно, что мелкая моторика влияет не только на развитие речи, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в коре головного.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат.

Конспект НОД по физкультуре с использованием нестандартного оборудования «Художники» Конспект НОД по физкультуре с использованием нестандартного оборудования «Художники». Программные задачи: учить отталкивать мяч симметрично.

Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования» Ольга латышоваundefined:undefined С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям:.

Проект: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность: С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем.

Проект «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» В последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 16:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД