Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Как я использую игру для формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

Лариса Слободян
Сообщение из опыта работы «Как я использую игру для формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления

Публикация «Сообщение из опыта работы „Как я использую игру для формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста“» размещена в разделах

представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго - начале

третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование. Игра воспитывает ребенка тогда, когда взрослые сумеют дать ей нужное направление. Пока ребенок совсем мал, его приобщают к игре мама, бабушка, папа. Они учат следить за действиями взрослого. Едва научившегося говорить малыша мать забавляет игрой в ладоши, побуждая его при произнесении слов хлопать в ладоши и поднимать руки. В играх «Сорока-сорока», «Коза рогатая», «Мальчик-

пальчик» ребенок учится с помощью взрослых действовать в сопровождении слова. Такие игры-потешки, игры-шутки, забавы просты, динамичны, понятны детям, доставляют им радость и тем самым содействуют подъему эмоционального тонуса, столь необходимого для нормального развития ребенка.

Открывая свойства предметов и овладевая разнообразными действиями,

ребенок играет более осмысленно и продолжительно. В процессе манипуляций игрушками у детей развиваются мыслительные функции, внимание, память, совершенствуется координация движений.

Второй год жизни принес ему много новых открытий и

умений, вместе с которыми появились и новые игровые возможности. Теперь, когда он самостоятельно ходит, его особенно влекут игры, где можно побегать, подвигаться. «Принеси мяч», «Догони шарик», «Догоню, догоню!». Игры, которые предоставят ребенку возможность двигаться.

В этот период (от года до полутора лет) важно продолжать развивать у

ребенка умения действовать с игрушками. Для этого можно дать тележку или грузовик, показать, как возить их, держа за веревочку, и малыш с интересом станет играть. В другой раз сложить вместе с ним незатейливую постройку из кубиков, показать как соорудить автомобиль при помощи накладывания кубика на кирпичик. «Давай построим дорожку из одинаковых кирпичиков. По ней может гулять матрешка.».

После 1,5 лет следует усложнять умственные задачи, которые ставятся перед ребенком в играх с предметами. Можно предложить сложить пирамидку по убывающей величине колец, расставить матрешек по росту, сложить кубики по цвету и др. Полезно учить его обращаться с совком и лопатой в играх с песком и снегом, для чего построить песочный домик и предложить рядом сделать такой же. Усложняются варианты строительных игр. Дети строят две дорожки: по одной едут трамваи и троллейбусы, по другой идут пешеходы - куклы. Возле домика строят забор, скамейку для матрешки. Когда ребенок выполнил задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры.

у ребенка второго года жизни на основе действий с предметами появляются простейшие виды отобразительной игры. Он начинает действовать с игрушкой, подражая тому, что видел: убаюкивает куклу, как мама, кормит курочку, собачку. Руководство взрослого теперь направлено на дальнейшее развитие сюжета игр: важно, чтобы они приобрели по содержанию более разнообразный, а по времени

более длительный характер. Надо добиваться, чтобы ребенок проявлял

самостоятельность в игровых действиях. А для этого следует побуждать малыша к отображению того, что он видит, - рассказать и показать, как действовать с игрушкой : «Поставим кастрюльку на плиту, пусть варится суп». Развитию игровой деятельности содействуют проигрывания с малышом различных сюжетов, игр-упражнений, придуманных взрослыми.

Воспитатель говорит ребенку: «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты ее покачай». Ребенок, подражая, повторяет действия взрослого. Или: «Проснулась Аленка, захотелось Аленке погулять. Давай оденем куклу, а ты ее повезешь в коляске гулять». Такие несложные сюжетные ситуации способствуют развитию творческого воображения, столь необходимого для ролевых игр, образованию игровых умений. Для сенсорного развития воспитатель проводит дидактические игры с детьми, обогащающие умение различать цвета, размер предмета (большой, маленький, его форму (шарик, кубик, кирпичик, содействующие развитию внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия. Этим целям отвечают игры с разборными игрушками, (матрешками, бочонками, шарами, башенками, с разрезными картинками (из двух частей сложи картинку, «Парные картинки» (кнайди такую же).

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагали детям дидактические игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото». В дидактической игре «Помоги рыбкам» просили помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» - ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показывали, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка». В другой игре «Собери капельки в стакан», раскладывала перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просили собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладывали в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного

цвета, а сюда - желтого, а сюда - капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка». Постоянно использовали разнообразный дидактический материал. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания «Помоги козляткам спрятаться от волка», цель которой - научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок-домиков из красного,

синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставилась задача: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку, спешили закрыть ею окошечко козленочка от волка.

Для других детей задания в дидактических играх усложняла. Некоторые

дети легко справлялись с такой игрой, как «Сыр и мыши», где нужно подобрать по цвету хвостики мышек и тарелочку (мышка с зеленым хвостиком кушает сыр на зеленой тарелочке).

Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала

разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

В «Домике карандашиков» детям нравились игры на сортировку

карандашей, счетных палочек. Интересны задания, которые дети могут выполнять на минифланелеграфе. Например, выложить дорожку-ниточку (ленточку, шнурок, по которой пройдет матрешка в красном (синем, белом и т. д.) платье. Побуждали детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму зеленый квадратик, к нему положу еще такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По

ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий:

«Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок».

Старались дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке».

Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых квадратиков башенку». Очень нравилось малышам оставлять отпечатки своих пальчиков на листах бумаги, которые мы затем обыгрывали, дополняя рисунок, получая образ и даже придумывая сказку вместе с ребенком.

Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой.

Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету.

Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка»,

«Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них, «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие, «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера, «Собери пирамидку», «Построй башенку».

Индивидуальные поручения - задания давались детям, у которых были

проблемы с запоминанием названия сенсорных эталонов : «Разложи разноцветные салфетки, развесь полотенца с петельками разного цвета, расставь большие стулья».

В экспериментальной деятельности - в центре воды и песка и в центре

изодеятельности. Играли в такие игры «Тонет - не тонет», «Тяжелый - легкий», «Найди на ощупь», «Смешай краску - получи другой цвет», «Раскрась воду», «Ледяные фигурки».

В процессе наблюдений за явлениями живой и не живой природы -

использовали циклические наблюдения за деревьями, птицами, животными

(циклические наблюдения за березой, кошкой, птицами).

В трудовой деятельности - помогали взрослым убирать осенние листья,

совместно с родителями пекли печенья к чаю, готовили винегрет.

Наблюдая самостоятельную деятельность детей мы убедились, что маленькие дети, только через самостоятельные действия с материалом приобретают различные навыки и не только сенсорные. Они учатся ставить цель и находить соответствующие пути для ее достижения. Задачи и содержание сенсорного воспитания в самостоятельных играх и

упражнениях остаются такими же, как и в соответствующей деятельности на занятиях, но и эти задачи идут от самого ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Как я использую игру для формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 12:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД