Лэпбук как дидактическое средство по ознакомлению с народной культурой во второй младшей группе

Марина Меньшикова
Лэпбук как дидактическое средство по ознакомлению с народной культурой во второй младшей группе

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении (детском саду).

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития ребенка. У детей формируются нормы поведения, направленность личности, закладывается характер. Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находится в центре внимания.

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, также добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (детского сада). Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями его обогатят. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования, нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста представлена в ФГОС ДО в логике ценностного и социокультурного подходов1.

ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»2.

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…»

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

• принципов дошкольного образования;

• задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

• характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

• требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образования;

• основных целевых ориентиров (социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования).

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:

• в качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности»;

• в перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках»;

• художественно-эстетическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира;

• физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).

Одним из основных принципов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО является «… объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества…».

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и духовно-нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Формирование в растущем человеке начала духовности и нравственности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных образовательных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, активно вовлекать их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (детского сада, приобщать родителей к участию в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Важное место в работе с родителями занимает проведение тематических бесед. И какой бы теме не была посвящена беседа, основная их цель интеграция нравственного содержания в повседневной жизни, как дошкольного образовательного учреждения (детского сада, так и семьи в целом. Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность, например: выставка поделок «Праздник осени», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Рождество Христово», изготовление поделок для родных и близких, к праздникам. Проведение семейных праздников с участием родителей способствуют сплоченности родителей и детей по отношению друг к другу.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В частности, в марте текущего года, во второй младшей группе был осуществлен краткосрочный проект «Матрешка». Цель проекта:

• создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал детей младшего дошкольного возраста, ориентированных на диалогические взаимодействия детей, родителей и педагога, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края;

• воспитание интереса детей к народному творчеству на примере русской национальной игрушки «Матрешки»;

• систематизирование знаний детей о русской народной игрушке «Матрешка».

Была организована совместная художественная деятельность родителей и детей: роспись силуэтов матрешки. Организован сбор выполненных работ и их выставка, где родители и дети приняли активное участие.

Великолепной семейной традицией являются совместные походы и «вылазки» на природу, экскурсии по городу Ногинску. Много достопримечательностей нужно показать детям: театр, музеи, красивые архитектурные здания, парки, после которых можно оставить на память фотографии. Они всегда будут напоминать детям о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу и краю.

Приобщение ребенка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает гордость за свою семью и играет важную роль в закладывании фундамента нравственного воспитания ребенка. Успех педагогической работы во многом зависит от взаимодействия главных субъектов нравственного воспитания: дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и семьи.

Работа с родителями должна строится таким образом, что каждый родитель поддерживает стремление педагогов к приобщению детей к нравственному воспитанию. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в дошкольном образовательном учреждении (детском саду) поможет им:

• преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

• относиться к своему ребенку как к личности, единственной и неповторимой.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и родителей позволяет заметно поддержать становление нравственной личности ребенка, повысить уровень нравственной культуры педагога и семьи, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения (детского сада).

2. Русская народная игрушка «Матрешка», как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Последнее время большое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из которых – это приобщение детей к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство – время игры. Целесообразно использовать игровую деятельность для ознакомления детей с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры.

В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства – это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей, учит их усваивать образцы поведения, присущие своему народу.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в настоящее время.

Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.

К сожалению, в нашем современном мире, во время развития информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, деревни и т. д., не могут различать народные промыслы. В своей работе мною была изучена проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной игрушке «Русская матрешка» и разработаны пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке.

Для решения данной проблемы было проведен опрос среди родителей по теме: «Что вы знаете о русской матрешке?». Было проведено родительское собрание на тему: «Матрешка - народная игрушка». Оформлена папка-передвижка для родителей на тему «Приобщение детей к народным традициям». С участием родителей была оформлена выставка иллюстраций: «Семеновская матрешка», «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись». В целом, родители с большим интересом приняли участие в этой работе.

Работая по данной теме, мною был разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по их знакомству с игрушкой «Матрешка», учитывая их возрастные особенности. Перед мною стояла задача: представить детям второй младшей группы игрушку матрешка – как народную игрушку, которая для них – добрая подружка, которая приходит к ним в гости, чтобы поиграть с ними. Дети радуются ее приходу, замечают ее красоту, играют с ней в сюжетных играх: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Вместе с матрешкой разучивают потешки, стихи, слушали веселые частушки.

В дальнейшем, я также буду продолжать знакомство детей с матрешкой.

Подводя итог всему сказанному, я могу сказать, что русская матрешка – это символ русского народа. В ее содержании и форме отразилось представление о мире, добре и красоте. Русская матрешка – это настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОСЛэпбук как средство обучения в условиях ФГОС Представляю вашему вниманию лэпбук, изготовленный для старшей группы на тему ПДД. Безопасность детей на дороге в первую очередь зависит.

Ежедневное планирование во второй младшей группе Тема недели «Знакомство с народной культурой и традициями» Понедельник Утро Беседа с детьми на тему: «Знакомство с народными инструментами» Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать.

Конспект занятия в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Как мы Красной шапочке помогали» Тема занятия в ДОУ: «Как мы Красной шапочке помогали» Тип занятия: комплексное. Технология занятия в ДОУ: игровая. Цель занятия в ДОУ: диагностика.

Лэпбук как средство обучения в ДОУЛэпбук как средство обучения в ДОУ Лэпбук — это целая интерактивная папка, которая позволяет пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов, ускорить.

НОД по знакомству с культурой и бытом осетинского народа во второй младшей группе «Фатима в гостях у ребят» Цель: познакомить с культурой и бытом осетинского народа. Задачи: Образовательные: - научить приветствию на осетинском языке; - познакомить.

Проект на тему «Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста» для детей 3–4 лет второй младшей группыПроект на тему «Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста» для детей 3–4 лет второй младшей группы .

Проект во второй младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой» Тема проекта: «Знакомство детей с русской народной культурой» Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Лэпбук как дидактическое средство по ознакомлению с народной культурой во второй младшей группе
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 18:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...