Получи документы

Сообщение из опыта работы на тему: Формирование соционально–нравственного опыта у старших дошкольников

Юлия Пономарева
Сообщение из опыта работы на тему: Формирование соционально–нравственного опыта у старших дошкольников

Сообщение из опыта работы на тему : «Формирование соционально – нравственного опыта у старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни».

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

Публикация «Сообщение из опыта работы на тему: Формирование соционально–нравственного опыта у старших дошкольников» размещена в разделах

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Воспитание чувств тесно связанно с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.

За основу в работе по формированию социально – нравственного опыта мы использовали программу под редакции М. А. Васильевой «Программа воспитание и обучения в детском саду», методические пособия Н. В. Микляевой «Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», а так же методические разработке имеющиеся в детском саду, а так же поставили для себя следующие задачи в дополнение к задачам по ознакомлению с явлением общественной жизни:

- воспитывать чувства патриотизма – любовь к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам (знакомим с правом на заботу родителей, на гражданство);

- воспитывать положительные отношения ребенка к окружающим людям;

- развивать коммуникативные умения и социальные навыки;

- обучать детей налаживанию отношение со сверстниками (знакомим с правом ребенка на сохранение своей индивидуальности)

- продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа, уважительно относиться к людям другой национальности, веры, языка (знакомить с правом ребенка, принадлежащего к этническому, религиозному или меньшинству или коренному населению);

- формировать представление о школе, библиотеке, музее (знакомить ребенка с правом на образование);

Решение задач по формированию социально-нравственном опыту у дошкольников осуществляется в процессе разных видов деятельности, но я раскрою данную работу в процессе ознакомления старших с явлениями общественной жизни (раздел программы «Ознакомление с окружающем миром»).

В начале учебного года мы проанализировали уровень усвоения задач по ознакомлению с явлением общественной жизни: семья, детский сад, родная страна, труд взрослых, наша армия, наша планета – мы начали еще в младших группах, а в подготовительной группе по данной теме мы продолжили эту работу. А по социально – нравственному развитию мы ранее не диагностировали, так как в сентябре еще не были разработаны критерии.

Для определения уровня усвоения прочих задач мы используем диагностические задания, имеющиеся в детском саду. И вот какие результаты:

Явление общественной жизни

На начало года в группе было 23 ребенка, из них имели:

Высокий уровень – 8 человек (Злата, Андрей, Вика, Ваня В., Егор, Соня, Федя, Лиза)

Средний уровень – 11 человек

Низкий уровень – 3 человека (Аня Б., Ира, Настя Р.) – Аня Б. и Ира плохо знали имена своих родителей, называли их тетя Света, папа Коля, на вопрос где они работают, отвечали однозначно водитель, на ферме. А Настя Р. – мало посещало детский сад, так как часто болела. Этих девочек мы взяли под особый контроль, стали больше заниматься индивидуально.

Социально – нравственное развитие.

Диагностику по этому разделу мы сделали позднее в январе. В группу пришла новая девочка Аня Я и у нас стало 24 ребенка, из них были:

На высоком уровне – 6 человек (Андрей К, Вика, Ваня, Соня, Саша)

Средний уровень – 15 человек

Низкий уровень – 3 человека (Ира, Настя Р., Аня Я.)

Но эта диагностика по всему разделу, а по правовому воспитанию результаты другие так как это новый раздел.

Высокий – 2 человека (Андрей К., Соня)

Средний – 15 человек

Низкий – 7 человек (Ира, Настя Р., Настя Н, Дима, Варя, Аня Я.)

На второй квартал уровень знаний по ознакомлению с явлением общественной жизни такой:

Высокий уровень – 11 человек

Средний уровень – 12 человек

Низкий уровень – 1 человек (Аня Яговцева – Анечка никогда не ходила в детский сад и много не знает, поэтому мы начали много работать индивидуально).

Одной из главной форм работы с детьми является занятия. В перспективном планирование занятий по ознакомлению с явлением общественной жизни мы включали задачи по социально – нравственному и правовому воспитанию.

В беседах на тему : «Откуда берется хлеб», «Я б в пожарные пошел…», «Все работы хороши» - так же знакомили с правом на образование.

В беседах на этическую тему : «Культурный человек» включили знакомство с правом на сохранении своей индивидуальности.

В беседах на тему : «Что мы знаем о родном крае», «Москва столица нашей Родины», «Путешествие по родной стране на юг и восток», «Россия на шаре земном», в беседе о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны, о космонавтах – знакомим и закрепляем с правом ребенка на гражданство.

В рассказ беседу на тему «Истоки культуры русского народа» - включали право ребенка на отдых и досуг.

В беседу о семье – включали право ребенка право на заботу родителей и право на семейные связи.

Занятия по ознакомлению с явлением общественной жизни проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 30 минут. Занятия используем: в традиционной форме, комплексные занятия. А так же используем нетрадиционные формы занятий – КВН, «Умники и Умницы», развлечение.

За несколько дней, накануне перед занятиями, мы обязательно проводим с детьми предварительную работу, с целью расширения и уточнения знаний по теме. Например: перед беседой о семье – рассматривали иллюстрации с изображением членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочка, младший брат, провели беседу «Как зовут твоих родителей, где они работают», «Что такое фамилия», рисовали портрет семьи, играли в дидактическую игру «Составь геологическое древо», дети рассказывали про свою родословную, Людмила Александровна принесла свои фотографии где она была сначала девочкой, потом девушкой, а теперь стала женщиной и мамой двоих детей. Дети с большим интересом рассматривали фотографии, а Соня на следующий день принесла фотографии своей семьи и с гордостью рассказала про всех членов семьи.

Знакомство дошкольников с социально – нравственной действительностью проходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Игры и упражнения очень хорошо подходят для усвоения материала вне занятий.

Когда мы начали играть в игру «Назови ласково» - дети сначала стеснялись говорить друг другу ласковые слова, особенно мальчики девочкам, но им было очень интересно услышать о себе приятное.

Когда беседовали о Великой Отечественной Войне – Людмила Александровна принесла награды, ордена, фотографии своего дедушки. На следующий день после беседы, Егор, тоже принес награды своего прадеда и показал, и рассказал о его подвигах всем мальчишкам. Дети оживленно, с большим интересом слушали о заслугах, героизме ветеранов, называли нравственные качества (смелость, храбрость, ответственность за других людей (женщин, матерей, детей). А еще Егор пришел в детский садик в военной форме.

Перед беседой о истоках культуры русского народа – посмотрели, с помощью компьютера, сказку Островского «Снегурочка» - рассмотрели национальный русский наряды, посмотрели гулянья на масленицу, обратили внимание на традицию, есть блины, веселиться, ходить в гости, ознакомили детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. Девочки Варя и Ира нарисовали кукол в национальном русском костюме: в кокошнике, сарафане. Ваня В. Рассказал ребятам что его прабабушка, которая живет в деревне до сих пор носит сарафан и платок.

А когда мы беседовали о космонавтах – ребятам после беседы захотелось поиграть в с\р игру «Путешествие на другую планету», построили из строительного материала и стульев ракету, распределили роли и с интересом начали играть. А когда мы напомнили, что космонавтами были не только мужчины, но и женщины, как Валентина Терешкова у девочек тоже проснулся интерес.

Мы работаем в тесном контакте с педагогом психологом и физ. работником Еленой Николаевной, как психолог Елена Николаевна проводит психологические игры, упражнения, с детьми формируя социально – нравственные качества, дает нам рекомендации по индивидуальной работе с (Ирой, Варей, Ваней В., Ваней Л, Настей Р., Соней, а так же проводит с нами консультации. А как физ. работник Елена Николаевна проводит тематические праздники «День здоровья», игры – эстафеты.

Для решения задач социально – нравственного и правового воспитания мы стараемся создать благоприятные условия в группе:

- дополнили материал к с/р игре «Семья» - оформили фотоальбом с изображением детей, членов их семьи.

- изготовили дидактические игры используя рекомендации Н. Голиценой, Н. В. Микляевой :

1. «Цветок с правами»

2. «Составь цветок»

- подобрали художественное слово, весь материал я оформила на отдельном листе.

- иллюстрации

(если их не было в пед. кабинете, то я старалась нарисовать их сама, например картина «Семья»)

- пополнили патриотический уголок – книгой о Родном крае, открытками о Москве, Санкт – Петербурге, фотографиями о поселке Кленово.

Мы заметили, что после внесения в патриотический уголок книги о Родном крае, дети стали больше интересоваться нашей маленькой родине, узнают достопримечательности нашего края, обсуждают между собой где они были, а куда еще поедут с родителями. Делятся впечатлением об увиденном и с гордостью рассказывают о нашем поселке.

Основные наши помощники в социально – нравственном воспитании детей конечно же родители. Нам очень повезло: большинство родителей отзывчивые, внимательные к проблемам детского сада, стараются помощь, всегда интересуются чем живет группа.

Чтобы познакомить родителей с со статьями, с Конвенцией, с правами ребенка, мы оформили шарму на тему : «Мир в котором я живу», а так же напечатанный материал «Права ребенка», провели консультацию с отдельными родителями на тему : «Права и обязанности ребенка дома». После анкетирования в ДОУ, мы поняли, что еще не все родители понимают эту тему, поэтому у нас в плане провести родительское собрание на тему : «Знакомимся с конвенцией о правах ребенка».

По итогам проведенных диагностических исследований в апреле месяце мы видим динамику в усвоении материала и получили следующие результаты:

Социально – нравственное воспитание

Высокий уровень - 20 человек

Средний уровень – 3 человека (Ира, Настя Р, Дима)

Низкий уровень – 1 человек (Аня Я) Аня болела больше месяца и индивидуальная работа с ней не проводилась.

Ознакомление с явлением общественной жизни

Высокий -16

Средний – 6 человек

Низкий – 1 человека (Аня Я.)

В процессе социально – нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, ответственности, милосердия и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Еще Л. Н. Толстой говорил, что духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами». В этом заключается один из самых главных результатов «пересечения» линий социально – нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития личности ребенка.

Заниматься воспитанием современных детей это самое серьезная проблема, которая стоит перед нами.

«Решить все проблемы полностью невозможно, пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить, но надеяться и бороться за каждого ребенка нужно еще в дошкольном возрасте. Потому что дети – еще дети….» (Н. В. Микляева)

Публикации по теме:

Полезные ссылки. .

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание» Ст. воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна. Воспитатели: Цунаева Светлана Вячеславна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы на тему: Формирование соционально–нравственного опыта у старших дошкольников
Опубликовано: 23 января 2013 в 19:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД