Лучший педагог года

Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ

Татьяна Бессонова
Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арт-терапия.

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе социализации детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.

Публикация «Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Кроме того, одна из задач ФГОС ДОУ нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Мы знаем, как сложен внутренний мир ребенка с проблемами в развитии Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Общаясь с особенными детьми, я заметила одну особенность - использование традиционных методов, приемов и средств в социализации детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. Для разрешения проблемы возникла идея - применить различные технологии арттерапии.

Я поставила перед собой цель: изучение технологий, использование и создание условий для занятий арт-терапией.

Выяснилось, что техник и упражнений арт-терапии великое множество. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям с овз чувствовать себя смелее, раскованнее, непосредственнее, развивает воображение, а главное – дают ощущение полной свободы для самовыражения. Нет никаких рамок и ограничений. Действуют три основных принципа:

• Принцип самовыражения и спонтанности.

• Принцип уникальности.

• Принцип сотворчества.

Наши занятия с детьми проходят в непринужденной, уютной атмосфере, в увлекательной игровой форме. Для достижения положительных результатов огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда. Формируя и вживляя её в пространство группы я учитывала современные требования ФГОС ДО, а также четыре пункта арт-терапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

1. Использования разнообразных материалов.

2. Создания условий.

3. Посредничество взрослого человека.

4. Использования специфических приемов в арт-терапевтической практике.

Обязательное условие – подбор упражнений и техник с учетом возраста и психологического состояние ребенка.

Построить структуру встреч фактически невозможно. Она варьируется в зависимости от физического, а главное от эмоционального настроения детей. Однако обязательными элементами каждой нашей встречи являются:

1. Эмоциональный настрой

2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

3. Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно-двигательных мышц.

4. Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного настроя.

Если рассматривать результаты деятельности наших воспитанников, то можно увидеть в них разительные отличия.

Например, работы детей с синдромом Дауна, ребенок 4,5 лет, у нас легко идет на контакт с взрослыми. Первые работы – это просто ЕГО знакомство с миром красок. В последующих работах всё еще испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами, но манипуляции с кистью и карандашами стали более свободными. Можно проследить настроение и эмоциональное состояние ребенка на протяжении всего периода по выбору цвета и линиям рисунка.

У детей с РДА все намного сложнее. Они замкнуты, долго привыкали к нашему с ними общению. По-первым работам можно понять эмоциональный настрой - цветовая гамма состоит из мрачных красок. Пришлось придумать определенный «регламент» (т. е. план) наших с ними встреч. Впоследствии, заметила, что отступив от этого «плана» ребенок теряется, не может сосредоточиться, что мгновенно сказывается на цветовой гамме его рисунков. Считаю своим достижением или, даже, победой – лепку из пластилина и пальчиковое рисование такими детьми. Вначале они не переносили прикосновений пластилина, глины, а касание пальцем или ладошкой красок у них вызывал истерический приступ.

Занимаясь с детьми от 3-х до 6,5 лет арт-терапией, я использовала элементы таких техник, как: «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование шнурочками», «Волшебная палочка» (рисование тычком, «Печатание», «Соленые рисунки или зубная паста», «Дождливые фантазии», «Фигурная фигурка»(трафарет, «Монотипия», «Вкусные картины», «Рисование крупами», рисование в технике «Тинго», рисование с элементами техники «Эбру», рисование с использованием молока, «Рисование шерстью» и многие другие с использованием музыкального сопровождения. Часто использую упражнения на цветовосприятие и мелкую моторику «Выкладывание узоров из разноцветных камешков, пуговиц и т. д.», упражнение с использованием цветного картона «Разноцветное настроение».

Родители воспитанников - мои первые помощники. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому я познакомила их с идеей нашей работы, получила от них поддержку и желание помогать нам. Они постоянно помогают, учатся, играют.

Мои перспективы:

• Продолжать работу по социализации детей с ОВЗ через арт-терапию.

• Распространять свой опыт работы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапииФотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапии Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 18:03
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД