Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики»

инна шишелова
Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики»

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, это отражено в основной образовательной программе ДОУ в части формируемой участниками образовательных отношений.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики“» размещена в разделах

В результате бесед, наблюдений за детьми в совместной деятельности становится ясно, что дети практически незнакомы с растительным и животным миром региона, родного края. Из деревьев и кустарников они называют лишь ель, березу, сосну; единицы указывают птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами.

В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

В своей практике я успешно реализую задачи программы «Байкал - жемчужина Сибири», посредством музейной педагогики – создание мини – музеев в группе.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации и пособия.

В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения родного края, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения, и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется всестороннее развитие и воспитание детей.

Прежде чем создать мини – музей, необходимо собрать полезную информацию из разных источников, подобрать необходимый наглядный материал, не только собрать, но и изготовить музейные экспонаты и коллекции, ведь дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго лишь тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Это и является важнейшим принципом освоения ребенком окружающей действительности. К этому творческому процессу подключаются семьи воспитанников, бабушки и дедушки, братья и сестры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Каждый мини-музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Реализация задач национально-культурного компонента с использованием музейной педагогики достигает высоких результатов, потому что дети знакомятся с растительным и животным миром своего края, с заповедниками, природными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных; у них формируется осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Какие качества развиваются у ребенка в процессе создания мини-музея?

наблюдательность

любознательность

усидчивость

познавательность

Практическую педагогическую деятельность осуществляю с учетом принципов:

личностно-ориентированного подхода

системности (от простого к сложному)

доступности

Предлагаю Вам рассмотреть преимущество музейной педагогики на конкретном примере:

Во время летних отпусков, путешествуя по разным уголкам нашей Родины, а в последнее время очень популярным стало посещение озера Байкал, из поездок они привозят экспонаты, имеющие историческое значение, которые позволяют окунуться в историю нашего края, познакомиться с коренными жителями Прибайкалья и их образом жизни.

При создании мини – музея «Байкал – жемчужина Сибири», дети узнали об уникальности воды Байкала, о том, кому обязано озеро, кристально чистой водой, раскрыли тайны истории происхождения таинственного озера, соприкоснулись с тайнами и легендами легендарного озера. В процессе проведенной работы мы затронули тему об экологическом состоянии озера Байкал, проблеме загрязнения воды в Байкале, угрозе исчезновения уникальных животных, растений, подводных обитателей.

Создавая мини-музей «Растительный мир Прибайкалья», дети принесли разные коллекции растений, привезенные из отпуска, вместе с родителями собирали листья, ветви для создания гербариев, композиций, из принесенных фотографий изготавливали фотоальбомы, макеты, что способствовало расширению представлений о растительном мире озера Байкал, родного края. Энциклопедии и разные источники информации позволили узнать о целебных свойствах трав и растений Прибайкалья, об использовании их при лечении разных заболеваний в давние времена.

В мини-музей «Животный мир Прибайкалья», мы поместили коллекцию игрушек «Животные нашего края», многие экспонаты, дети изготовили самостоятельно из пластилина, глины, соленого теста, проведенная работа помогла детям узнать о типичных представителях животного мира Прибайкалья, о среде обитания, повадках, питании и размножении, созданная совместно с детьми «Красная книга» способствовала расширению представлений об исчезающих животных и их бездушном истреблении человеком. Родители участвовали в сборе материалов, объектов, информации для коллекции, оказали помощь в создании презентаций по данной теме, совместно с детьми изготовили музейные экспонаты.

Собранная нами коллекция «Подводный мир Прибайкалья» позволила расширить представления детей о разнообразии рыб и невидимых санитаров озера Байкал. Во время путешествий родители вместе с детьми собрали коллекции камней и ракушек и принесли в детский сад. Дети с удовольствием рассматривали их с помощью луп, восхищались необычной формой и расцветкой, создавали музейные экспонаты, которыми являлись прекрасные композиции и необычные поделки. Вместе с детьми мы проводили опыты и эксперименты с камнями, узнали о свойствах и природе камней. Данные коллекции помогли в создании макета подводного мира озера Байкал.

Из разных уголков нашей планеты приезжают туристы и ученые, чтобы полюбоваться ластоногим символом озера Байкал – нерпой. Но, к сожалению, у многих детей недостаточно знаний о жизни нерпы в природе, именно поэтому мы создали мини-музей «Ластоногий символ озера Байкал».

Дети и родители с большим интересом собирали информацию о жизни нерпы в естественной среде обитания, ее повадках, питании и размножении, собрали коллекцию сувениров с изображением нерпы, создавали фотоальбомы и даже домашние мини-музеи, это послужило поводом посетить Иркутский нерпинарий. В группе мы организовали коллекцию игрушек с изображением нерпы. Часть экспонатов приобретена во время путешествий, а часть изготовили собственными руками.

Чтобы познакомить с историей, традициями, культурными ценностями, бытом, национальными костюмами народов Прибайкалья, мы создали мини-музей «Народы Прибайкалья», на основе полученной информации из разных источников, совместно с детьми изготовили коллекцию предметов старины, часть музейных экспонатов принесли родители воспитанников.

В нашей группе уже стало традицией приглашать на экскурсии в мини-музеи сверстников и детей младших групп. Они с удовольствием проводят экскурсии, выступая в роли экскурсоводов. Воспитанники охотно рассказывают о музейных экспонатах и коллекциях, делятся своим опытом и демонстрируют изготовленные собственными руками музейные экспонаты, предметы коллекций.

Изучение национально-культурного компонента, взращение в детской душе семян любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к родному краю!

Литература:

1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музеи в детском саду. Москва, Линка – Пресс, 2008 г.

2. А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. Музейная педагогика. Москва, «Творческий центр СФЕРА», 2006 г.

3. Н. Рыжова статья «Как стать коллекционером» (ж-л «Игра и дети» №4-2004г.)

4. И. А Галкина, Е. В Галеева, О. Ю Зайцева. Байкал – жемчужина Сибири. Иркутск, ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011 г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики «Новый год в Ульяновске-Симбирске» Разработан воспитателем высшей квалификационной.

Перспективный план работы по использованию национально-регионального компонента в старшей группе «Почемучки» Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента Месяц Сентябрь Продолжаем знакомиться с ближайшим.

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы) Сообщение из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром Давыденко Татьяна.

Сообщение из опыта работы «Гимнастика для детей ДОУ» Сообщение из опыта работы "Гимнастика для детей ДОУ" Утренняя гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить,.

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре детского сада» В соответствии с Законом РФ «Об образовании», здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Сообщение из опыта работы «Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики» Патриотическое воспитание детей через музейную педагогику «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви.

Сообщение из опыта работы «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ» "Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"(Сокращённый вариант) (Безопасность — это “Состояние защищенности.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики»
Опубликовано: 23 января 2016 в 09:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД