Елена Кандакова
Народные игры в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы по теме : «Народные игры в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»
Сохранять и укреплять здоровье, обеспечивать полноценное образование, гармоничное развитие подрастающего поколения – социальная задача цивилизованного общества. Наша цель – воспитание здоровых дошкольников.
Публикация «Народные игры в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Ю. Ф. Змановский определял здорового дошкольника как «жизнерадостного, активного, любознательного, устойчивого к неблагоприятным факторам, с высоким уровнем выносливости». Но для достижения здоровья ребёнка необходимо «обеспечить рациональную двигательную активность».
В своей работе я обратилась к народным подвижным играм, которые обеспечивают комплексное воздействие на развитие личности ребёнка и его здоровье. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности родине.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, а также уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника.
Первые участники игр малышей – родители. Чем активнее общение матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям радость и удовольствие, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его другом. Народные игры – одно из средств создания положительной, эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы, с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шуткам и юмору, характерным для народных игр, присуща безобидность. Они определяют педагогическую ценность таких игр, поскольку доброжелательный смех партнёров, взрослых, товарищей действует на ребёнка сильнее, чем замечания или наказания. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих, ставит участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
В чем же преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации. Они не требуют сложного оборудования, специально отведённого места и времени. С ребёнком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, путешествия, в поезде ил машине. Количество участников: от 2 до 4 человек.
В начале работы в данном направлении я знакомлю родителей с народными играми, провожу для них консультации: «Влияние народных игр на речевое развитие дошкольников», «Роль народных игр в работе по оздоровлению дошкольников» и другие; практические занятия: «Играйте с нами», «Виды народных игр» и др. Рассказываю о народных играх и своим воспитанникам.
Параллельно организую работу в группе. Детские игры часто сопровождаются песенными припевками. Это могут быть традиционно разыгранные сценки: «В коршуна», «В гуси и волки», «Бояре, а мы к вам пришли» и вполне современные. Игры заполняют перерывы между сменами одного вида деятельности другим. Дети с удовольствием играют на прогулке, на праздниках, в процессе непосредственно образовательной деятельности, вместо физминуток.
Следует помнить, что главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В связи с этим, основное внимание уделяю развитию навыков самоорганизации.
Каждая игра начинается со сбора участников, приглашения к игре. В детской игровой практике приглашение к игре происходит благодаря приговорам – зазывалкам. Далее игровые роли распределяются среди участников. Эту функцию выполняют жеребьёвки, считалочки, потешки. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Традиционная детская устная народная культура донесла до нас игры с песенками и приговорами. Разнообразные припевы-приговоры дополняют игру, усиливают её эмоциональность, помогают распределить силы, чередуя интенсивную физическую нагрузку и передышку. Есть игры, суть которых в подражании действиям ведущего, например «Бабушка Федосья». Чем находчивее, изобретательнее, остроумнее будет ведущий, тем веселее пройдёт игра.
Неоценимое национальное богатство – календарные игры – непременный элемент народно-обрядовых праздников. С помощью родителей оформили картотеку календарных игр. Рассказывая о календарных праздниках или проводя их, включаем и календарные народные игры, соответствующие этому празднику. На Рождественский сочельник дети с удовольствием играют в «Масло»; на Зимних святках – в «Колечко»; на масленицу – в «Горелки» и т. д.
Одним из видов детского фольклора – хороводы. Они помогают развивать речевое дыхание, речь детей, обогащать словарный запас, формировать эмоциональное благополучие, учат согласовывать движения с речью, развивают мелкую моторику. С огромной заинтересованностью дети водят хороводы «Праздничный», «Хоровод водили», Со вьюном я хожу», «Берёзонька», «Пойдём Дуня» и др. Вместо игр малой подвижности организую хороводы в групповой комнате и на прогулке.
В ходе игры стараюсь привлечь внимание детей к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую положительный эмоциональный настрой и взаимоотношение играющих. Приучаю ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Фольклор – художественная педагогика. Фольклорное воспитание – приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает людей, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.
В наш дни, в силу больших социальных, политических и исторических перемен, произошёл всплеск интереса к народной культуре, народному творчеству россиян. Обратившись к этой теме, я хочу, чтобы мои воспитанники были полны чувства национальной гордости за русский народ, за великую Россию. А это и есть основы духовно-нравственного здоровья.