Марина Медведева
Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возрас та.
Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений путём построения и изучения моделей. Модель- это любой образ (изображение, описание, чертёж, план, схема, график) какого- либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» Наглядное моделирование- воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В чём же заключается актуальность использования наглядного моделирования? Во- первых, ребёнок- дошкольник легко обучаем, но быстро утомляем и теряет интерес к занятиям. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует память. Одно из правил укрепления памяти – «когда учишь- записывай, рисуй схемы, черти графики». В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Этапы наглядного моделирования :
1. Использование готового символа или изображения.
2. Составление модели совместно воспитателя с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Требования к моделям :
1. Чётко отображать основные свойства, которые являются объектом познания.
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней.
3. Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства, которые должны быть освоены.
Моделирование выполняется на знакомом детям материале с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
В нашей группе мы создали комфортабельную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими материалами и игровыми средствами по речевому развитию : книги, альбомы, дидактические игры, мнемотаблицы, карты- схемы.
В своей работе я использую различные элементы моделей :
Геометрические фигуры, опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы.
Я поставила перед собой следующие задачи для речевого развития детей :
- развивать умение детей выделять характерные особенности повествовательного текста;
- развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)
- закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи между частями повествования;
- закреплять умение составлять рассказ;
- развивать мышление и речь;
Для осуществления данных задач я мне необходимо было сформировать первоначальные элементарные представления о структуре текста определённого типа на основе действий моделирования.
Я читала детям специальные тексты. Мы анализировали их, выделяли структурные части. Потом соотносили части текста с условными обозначениями модели.
Дети запоминали последовательность рассказа или сказки и успешно рассказывали по схемам, моделям. На занятиях по развитию речи я использовала схемы для рассказывания сказки «Как утёнок заблудился», для пересказа сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин», придумывание сказки «День рождения Зайки», составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принёс».
Также я использовала «перепутанные» рассказы, а дети, используя модели, составляли правильные рассказы.
В работе с детьми я использую следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой»- они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.
В повседневной жизни я использую те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности.
Дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в НОД и в повседневной жизни.
Я считаю, что использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста очень эффективна, потому что:
- повысилась речевая активность детей;
- повысилась содержательность и связность монологической речи:
- развилось речевое творчество детей.
Я буду и дальше в своей работе применять метод наглядного моделирования, т к он существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в её развитии. Модель даёт возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать перехода от наглядно- действенного мышления к образному, формировать словесно- логическое мышление. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.