Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Марина Медведева
Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возрас та.

Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений путём построения и изучения моделей. Модель- это любой образ (изображение, описание, чертёж, план, схема, график) какого- либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» Наглядное моделирование- воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В чём же заключается актуальность использования наглядного моделирования? Во- первых, ребёнок- дошкольник легко обучаем, но быстро утомляем и теряет интерес к занятиям. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует память. Одно из правил укрепления памяти – «когда учишь- записывай, рисуй схемы, черти графики». В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Этапы наглядного моделирования :

1. Использование готового символа или изображения.

2. Составление модели совместно воспитателя с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Требования к моделям :

1. Чётко отображать основные свойства, которые являются объектом познания.

2. Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней.

3. Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства, которые должны быть освоены.

Моделирование выполняется на знакомом детям материале с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.

В нашей группе мы создали комфортабельную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими материалами и игровыми средствами по речевому развитию : книги, альбомы, дидактические игры, мнемотаблицы, карты- схемы.

В своей работе я использую различные элементы моделей :

Геометрические фигуры, опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы.

Я поставила перед собой следующие задачи для речевого развития детей :

- развивать умение детей выделять характерные особенности повествовательного текста;

- развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)

- закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи между частями повествования;

- закреплять умение составлять рассказ;

- развивать мышление и речь;

Для осуществления данных задач я мне необходимо было сформировать первоначальные элементарные представления о структуре текста определённого типа на основе действий моделирования.

Я читала детям специальные тексты. Мы анализировали их, выделяли структурные части. Потом соотносили части текста с условными обозначениями модели.

Дети запоминали последовательность рассказа или сказки и успешно рассказывали по схемам, моделям. На занятиях по развитию речи я использовала схемы для рассказывания сказки «Как утёнок заблудился», для пересказа сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин», придумывание сказки «День рождения Зайки», составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принёс».

Также я использовала «перепутанные» рассказы, а дети, используя модели, составляли правильные рассказы.

В работе с детьми я использую следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой»- они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.

В повседневной жизни я использую те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности.

Дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в НОД и в повседневной жизни.

Я считаю, что использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста очень эффективна, потому что:

- повысилась речевая активность детей;

- повысилась содержательность и связность монологической речи:

- развилось речевое творчество детей.

Я буду и дальше в своей работе применять метод наглядного моделирования, т к он существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в её развитии. Модель даёт возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать перехода от наглядно- действенного мышления к образному, формировать словесно- логическое мышление. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства» В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей составлению творческих рассказов. Процесс обучения придумыванию сказок.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Сообщение из опыта работы на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых» Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе.

Сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста». Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2017 в 10:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД