Приложение МААМ

Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Марина Медведева
Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возрас та.

Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений путём построения и изучения моделей. Модель- это любой образ (изображение, описание, чертёж, план, схема, график) какого- либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» Наглядное моделирование- воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В чём же заключается актуальность использования наглядного моделирования? Во- первых, ребёнок- дошкольник легко обучаем, но быстро утомляем и теряет интерес к занятиям. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует память. Одно из правил укрепления памяти – «когда учишь- записывай, рисуй схемы, черти графики». В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Этапы наглядного моделирования :

1. Использование готового символа или изображения.

2. Составление модели совместно воспитателя с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Требования к моделям :

1. Чётко отображать основные свойства, которые являются объектом познания.

2. Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней.

3. Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства, которые должны быть освоены.

Моделирование выполняется на знакомом детям материале с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.

В нашей группе мы создали комфортабельную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими материалами и игровыми средствами по речевому развитию : книги, альбомы, дидактические игры, мнемотаблицы, карты- схемы.

В своей работе я использую различные элементы моделей :

Геометрические фигуры, опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы.

Я поставила перед собой следующие задачи для речевого развития детей :

- развивать умение детей выделять характерные особенности повествовательного текста;

- развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)

- закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи между частями повествования;

- закреплять умение составлять рассказ;

- развивать мышление и речь;

Для осуществления данных задач я мне необходимо было сформировать первоначальные элементарные представления о структуре текста определённого типа на основе действий моделирования.

Я читала детям специальные тексты. Мы анализировали их, выделяли структурные части. Потом соотносили части текста с условными обозначениями модели.

Дети запоминали последовательность рассказа или сказки и успешно рассказывали по схемам, моделям. На занятиях по развитию речи я использовала схемы для рассказывания сказки «Как утёнок заблудился», для пересказа сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин», придумывание сказки «День рождения Зайки», составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принёс».

Также я использовала «перепутанные» рассказы, а дети, используя модели, составляли правильные рассказы.

В работе с детьми я использую следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой»- они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.

В повседневной жизни я использую те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности.

Дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в НОД и в повседневной жизни.

Я считаю, что использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста очень эффективна, потому что:

- повысилась речевая активность детей;

- повысилась содержательность и связность монологической речи:

- развилось речевое творчество детей.

Я буду и дальше в своей работе применять метод наглядного моделирования, т к он существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в её развитии. Модель даёт возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать перехода от наглядно- действенного мышления к образному, формировать словесно- логическое мышление. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства» В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей составлению творческих рассказов. Процесс обучения придумыванию сказок.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Сообщение из опыта работы на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых» Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе.

Сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста». Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2017 в 10:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Медведева (УИ 252480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД