Получи документы

Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)

Инесса Тимченко
Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Цель регионального компонента - развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Публикация «Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Задачи регионального компонента : развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья; дать знания детям о родном городе, крае: символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация.

Работая по региональному компоненту, осуществляем комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей родине, родному краю, городу. Эта взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

В ДОУ разработана программа по региональному компоненту в основе которой лежит программа Р. М. Литвиновой «Региональная культура как условие формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Уголок России – отчий дом…

2. Литературное и художественное наследие.

3. Люблю тебя, мой край родной.

4. Казаки на Ставрополье.

5. Я и мой город.

Для реализации данной программы педагоги используют такие формы работы с детьми, как тематические занятия, экскурсии, путешествия по экологической тропе, улицам города, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, проекты, беседы, компьютерные путешествия по краю и России, художественно-творческие, подвижные игры народов нашего края, посещение музея, традиционные праздники и т. д.

Работа с детьми по внедрению регионального компонента началась с изучения первого раздела программы «Уголок России – отчий дом». В течение двух месяцев педагоги знакомят детей с нашей страной, с малой Родиной, её историей, символикой, с главными городами России, с героями города, края, страны, с государственными символами России, воспитывают интерес к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства.

Следующим этапом внедрения регионального компоненте стала работа с детьми по «Литературному и художественному наследию». Дети знакомятся с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья, с художниками и их картинами. В процессе бесед, DVD просмотров дети раскрывают для себя талантливых взрослых писателей, художников. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинах, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям. Легенды – рождают волнение, в них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни». В сказках и легендах дети учатся слышать наставления и приобретать знания о мире и человеке: как устроен мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни.

Очень интересным в данной программе является раздел «Люблю тебя, мой край родной». В этом разделе дети знакомятся с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством и разнообразием растительного и животного мира, с городами-курортами Кавказских Минеральных Вод, музеями, памятниками архитектуры и природы, храмами, с народами и их обычаями, культурой, историей возникновения флага и герба – государственных атрибутов России и края. Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Как писал К. Д. Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В разделе «История, культура и быт казачества» воспитатели приобщают детей к казачьему фольклору, знакомят с играми, сказками, народными костюмами, традициями и обычаями казачьих семей, с их бытом. Дети посещают музей СОШ № 1, где знакомятся с атрибутами была казаков. На занятиях и в свободной деятельности воспитатели, музыкальный руководитель уделяют большое внимание казачьи играм, которые развивают у детей ловкость, силу, ответственность, быстроту и терпение.

Самым интересным на наш взгляд стал раздел «Я и мой город». В этом разделе дети изучают историю возникновения и развития нашего города, памятники архитектуры и природы, достопримечательности, знакомятся с выдающимися людьми города, с героями-защитниками нашего города, музеями и т. д. На протяжении нескольких лет наше учреждение проводит работу в данном направлении через проектную деятельность. Неоднократно представлялись проекты «Мой город», «Моя семья», «Любимое место в городе», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и т. д. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Концептуальным подходом в разработке данного блока является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям потому, что все взаимосвязано.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции, фотовыставки, совместные проекты и т. д.

Работа по региональному компоненту принесла положительный результат. У многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно-прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

.

Публикации по теме:

Обновление содержания регионального компонента в ДОУ В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования.

Обобщение опыта «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» (из опыта работы воспитателя дошкольной группы при МБОУ «Большекуналейская.

Отчёт по самообразованию «Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками» В 2018-2019 году мною была выбрана тема по самообразованию «Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками». Изучение краеведения.

Перспективный план работы с родителями в средней группе (с включением регионального компонента) Перспективный план по работе с родителями в средней группе «Пчелка» на 2018-2019 учебный год Цель: Способствовать установлению сотрудничества.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Приволжска ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Внедрение инновационных технологий.

Проект «Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс» Паспорт проекта Наименование проекта «Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс» Руководитель проекта Катышкина Светлана Андреевна.

Реализация регионального компонента воспитателя Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение.

Систематизирование и внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОБОК» Воспитатель: Дубкова Е. Б. Забота о здоровье – это важнейший труд.

Внедрение Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ Гаврилова В. С. МБДОУ №96 «Калинка», г. Улан- Удэ Внедрение ЛЕГО- конструирование и робототехника в образовательный процесс ДОУ. В настоящее.

Внедрение регионального компонента в образовательный процесс как одно из условий реализации ООП ДО Внедрение регионального компонента в образовательный процесс, как одно из условий реализации ООП ДО Дошкольное детство – важный этап в становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 10:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД