Приложение МААМ

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых коммуникаций в процессе ознакомления с русским фольклором»

Юлия Бреднева
Сообщение из опыта работы «Развитие речевых коммуникаций в процессе ознакомления с русским фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились. О чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор - ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие речевых коммуникаций в процессе ознакомления с русским фольклором“» размещена в разделах

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно - прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Одновременно с этим ставится задача - создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно.

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия музыкальных, комбинированных, физкультурных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия - рассказа, занятия - беседы, занятия - сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально-творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Изменить стиль общения с ребенком стать его помощником, советчиком, организатором в мире народного творчества сложно, но без этого достичь успеха в работе с детьми нельзя. Такие занятия - верная дорога к личностно ориентированному подходу к детям.

Дети старшего возраста знакомятся с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории. Далее продолжается знакомство с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, показываются несколько видов русской гармоники : саратовская с колокольчиками, Шуйская гармонь, баян (взятые в Доме культуры). Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.

Особая роль в системе работы детского сада отводится народно-прикладному искусству.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходят со «звездой» - славят Христа, поздравляют соседей колядной песней «овсенем», встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц, обращаясь к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходят по полям в Троицын день с пением песни о колоске. Сценарии обрядовых праздников и развлечений посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов.

В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с неродными приметами.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Возникает необходимость в создании кружка народных игр. Игры - своеобразная школа для ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащает ее содержание.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действ включает в себя и создание костюмов, и пользование декорациями, а нередко и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром в «театральной комнате» собрано все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного театра. Большая часть реквизитов и декораций сделана руками сотрудников детского сада и родителей. Какая радость для детей - быть персонажами сказок, «варить кашу» в чугунке, «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща «свадьбу играть»! В постановках принимают участие и сотрудники детского сада, и родители.

Важно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, которые используются в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках, нежности, такта рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.

Очень интересно для детей знакомиться с малыми жанрами русского фольклора - пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки современным языком. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Для более полного знакомства детей с бытом и основными занятиями русских людей, с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви оформляются альбомы фотографий, иллюстраций, картин.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей.

Объединяя усилия педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели - «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры» - организуется серия консультаций для родителей; затем семейный клуб «Сударушка», его встречи проходят в нашей избе, двери которой открыты весь вечер. Дети сами встречают родителей, проводят их к самовару, а хозяйка ко всем обращается с приветливыми словами.

Итогом всей работы становится выпуск очередного номера стенгазеты, например: «Как я встретил рождество», где каждая семья заполняет отведенную ей страничку. Здесь и рисунки детей и взрослых, и фотоиллюстрации, и мини-рассказы, поделки, элементы костюмов.

В памяти детей остаются и семейные спортивные соревнования, с использованием народных игр и забав; и то как дети берут интервью на тему «Корни моей семьи» с построением генеалогического древа, и многое-многое другое.

Повторное анкетирование родителей в конце года, показывает, что поставленные задачи с успехом выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

В отличие от своих сверстников, дети данной группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;

Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр - «Салки», «Городки», «Горшки» и др. ,

Дети используют в активной речи русский фольклор : пословицы, поговорки, потешки, прибаутки и др. ;

Умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания, легенды и др.);

Понимают содержание прочитанного большого по объему литературного произведения;

Делают самостоятельные выводы о том или ином произведении;

Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;

Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

Дошкольники с большим удовольствием принимают активное участие в проведении народных праздников;

Ребята знакомы с былинами, умеют узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства;

Но главным, по нашему мнению, является наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, что, в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.

Для знакомства с истоками русского народного творчества в дошкольном учреждении создается база:

Уголок быта со множеством предметов - образцов, экспонатов народно - прикладного искусства;

Обширный наглядный материал, представленный набором открыток, схем, иллюстраций, альбомов с изображением русского быта, образцами русских народных художественных промыслов;

Библиотека русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок;

Галерея, в которой собран довольно большой фонд репродукций картин по данной теме;

Набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочки и др. ;

Проигрыватель, магнитофон;

Фонотека, в которую входят: народная музыка, сказки, песни и т. д. ; записи звучания народных инструментов;

В методическом кабинете - более полный, чем в уголке быта, подбор необходимого материала, используемого в работе по данной теме.

Разработаны :

Картотека русских народных игр;

Методические рекомендации по всем направлениям работы;

Перспективное планирование; Конспекты занятий;

Данный опыт может представлять интерес для воспитателей увлеченных истоками русской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Он может стать результативным, если воспитатель будет много работать над собой, создаст в группе все необходимые условия, активизируют творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей уровня возможности до начала работы и в процессе ее, будет работать в тесном контакте с родителями.

Публикации по теме:

Возрождение народных традиций в детском саду.Возрождение народных традиций в детском саду. Ежегодно в канун Рождества мы гастролируем с детским коллективом «Топотушки», которым я руковожу вот уже 9 лет в микрорайоне города Вязники. Мы.

Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа)Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа) Родительский клуб. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развитие речевых коммуникаций в процессе ознакомления с русским фольклором»
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 20:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Развитие речевых коммуникаций в процессе ознакомления с русским фольклором»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бреднева (УИ 60767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД