Наталья Морозова
Сообщение из опыта работы «Роль полезных привычек в становлении ценностей здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть?
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Для формирования основ элемента «Медицинская активность» у старших дошкольников необходимо решение таких задач:
Публикация «Сообщение из опыта работы „Роль полезных привычек в становлении ценностей здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- расширять и обогащать начальные представления о способах профилактики заболеваний и способах оказания первой помощи;
- развивать эмоционально-положительное отношение к профилактике заболеваний и оказания первой помощи;
- формировать умения отражать имеющиеся знания о профилактике заболеваний и способах оказания первой помощи в деятельности и умения опираться на них в поведении.
Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игровые формы: быть мамой больного ребенка, вызывать врача по телефону, заполняя карту пациента, ребенок осваивает алгоритм общения с врачом; применение методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность (болезнь куклы, проблема: кукла лежит в постели в платье; вывод надо переодеть в пижаму, из какой ткани сшить). Виды деятельности: игровая: СРИ «Поликлиника-аптека» (врач, медсестра, пациент, аптекарь, телевизионная передача «Здоровье» (репортер ведет репортаж на тему кашель, врач рассказывает о профилактике заболеваний. Люди задают вопросы, дети дают практические совет: дыхательная гимнастика, точечный массаж); коммуникативная: экскурсия в мед. блок «Здесь мы лечимся», игра «Вредно-полезно», беседа «Откуда берутся болезни» (раздаются карточки путей проникновения микробов в организм, беседа «Что такое здоровье», игра «Ромашка здоровья» (что относится к здоровью: сон, питание, закаливание, аппетит, движение, дыхание, беседа «Профилактика заболеваний» (используются карточки с ситуациями про полезную еду, одежду на прогулке, вредная привычка сосать пальцы и т. д., Составление рассказа «Как я буду заботиться о своем здоровье» (рассматриваются различные ситуации, например: поранил руку); познавательно-исследовательская: д/и «Что вредно и полезно для здоровья» (дети берут картинку комментируют ее и кладут на игровое поле, моделирование «Первая помощь», опыт «Почему нельзя есть снег», опыт «Как наступает переохлаждение» (растираем руку кусочком льда, рука становиться холодной, так наступает переохлаждение, летом проводились целевые прогулки «Лекарственные травы и растения» затем совместно с детьми составлялась коллекция «Лекарственные растения», составление энциклопедии здоровья (используются фотографии и рисунки детей в режимные моменты, найти ситуации угрожающие и не угрожающие здоровью: подбор одежды на прогулку, выбор напитка для удаления жажды и т. д., опыт «Где живет витамин С» (используются кусочки овощей и фруктов: киви, груша, банан, яблоко, мандарин, морковь- что защитит от вируса); продуктивная- альбомы для раскрашивания «Витамины для здоровья», оформление «Книга здоровья»; чтение художественной литературы: чтение рассказа С. Афонькина «Откуда берутся болезни», чтение рассказа С. Афонькина «Как победить простуду» пословицы о здоровье. Именно различные виды деятельности являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
Название игры «Что вредно и полезно для здоровья»
Задачи: воспитывать умение оценивать, что полезно и что вредно для здоровья, подвести к пониманию противоречия: полезно ли для организма то, что мне нравиться.
Игровая задача: правильно разложить картинки с изображением действий ребенка в зависимости от их полезности и вредности.
Игровые действия: на игровое поле со знаком + положить картинки с «полезными» действиями, со знаком – с «вредными».
Материалы и оборудование: игровое поле со знаком + и -, картинки с изображениями действий ребенка.
Содержание: дети по очереди берут одну карточку, комментируют ее содержание, делают вывод о пользе для здоровья и кладут на определенное поле.
Название игры «Ромашка здоровья»
Задачи: расширять представления о здоровье.
Правило: игрок отрывает лепесток и называет слово, относящиеся к области здоровья.
Материалы и оборудование: цветок ромашки.
Содержание: дети встают в круг, поочереди отрывая лепесток называют слово, относящееся к области здоровья (питание, закаливание, дыхание, аппетит, сон, свежий воздух).
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. Одной из главных задач в работе детского сада является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в совместную деятельность:
-повышение у родителей их осведомленности о необходимости формирования у дошкольников представлений о профилактике заболеваний и оказания первой помощи. Формы работы: родительские собрания, консультации, семейный клуб «Здоровье»;
-включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию у дошкольников представлений о профилактике заболеваний и оказания первой помощи. Формы работы: семейные проекты «Познаем вместе», встречи с интересными людьми;
-обобщение опыта семей по формированию у дошкольников представлений о профилактике заболеваний и оказания первой помощи через рекламно-информационную работу (семейные газеты, создание семейной игротеки.
Таким образом, при соблюдении определенных условий, таких как: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Список используемых источников:
1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
2. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
3. Юматова, А. В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А. В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.