Наталья Мелюкова
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе мы используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, что положительно отражается на качестве развития и обучения детей нашей группы по развитию речи и профилактики дисграфии у дошкольников.
В своей работе мы выделили следующие направления:
Публикация «Сообщение из опыта работы „Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы“» размещена в разделах
• развитие крупной и мелкой моторики;
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие восприятия пространства.
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов - шарика, кубика - формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
По предупреждению дисграфии у детей с нарушением речи я применяю в своей работе следующие методы и приемы:
Пальчиковые гимнастики со стихами (пальчиковые гимнастики подбираются в соответствии с лексическими темами недели). Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка.
У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи и дети приобретают ручную умелость, гибкость пальчиков.
Пальчиковые игры - Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Слевой стороны слайда вы видите тренажер, который применяют в своей работе зарубежные учителя – логопеды, для развития двигательной активности пальчиков. По этому типу были изготовлены ребристые дорожки, по которым дети тренируют силу своих пальчиков и могут устраивать соревнования, кто быстрее дойдет до конца дорожки. Фото вы видите на слайде справа.
Мы шагаем, мы идем
Силу в пальцах разовьем.
Массажер Су Джок своеобразный тренажер для развития пальцев. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук и поднимет настроение ребенку. Движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения.
Для формирования тактильно – двигательного восприятия применяю в своей работе кружковую деятельность «Волшебный квадратик». Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность мелких движений пальцев, этот вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. Создание фигурок и поделок сопровождается беседой. В процессе работы дети заучивают стихи и осваивают поделку, легко запоминают и рассказ-объяснение и новые понятия, обогащают свой словарный запас, развивая образное мышление.
Использование оригами в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.
Всем известно, что для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. И мне в этом помогает технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», чья программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Использую в своей работе игровой тренажер «Игровизор». Выполняя игровые задания, дошкольник не только тренирует мышление, внимание и память. Но и с удовольствием выполняют графические диктанты, что помогает ориентироваться на листе бумаги. Затем дорисовывают изображение, превращая его, в какой либо предмет.
Дети с удовольствием путешествуют по лабиринтам букв, собирая нужные буквы – бусинки, составляя при этом слово. Игры в лабиринт – это забава не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). При выполнении заданий необходимо следить, что бы изменялось положение руки, а не листа с заданиями. А путешествуя по теремку, дети знакомятся с разным написанием букв.
Развивающая игра «Конструктор букв» является прекрасным помощником в период знакомства ребенка с буквами. В состав игры входит специальная фанерная основа с резинками, которые фиксируют части букв.
«Конструктор букв» помогает малышу: понять взаимосвязь между звуком и буквой, формирует у него правильный графический образ буквы, развивает фантазию и мелкую моторику.
Мной уже было отмечено, что я являюсь руководителем кружка «Волшебный квадратик». Мы с детьми создали свою игру «Конструктор букв». В совместной работе с детьми мы сложили по типу оригами карандаши, из которых складываем графические образы различных букв, а затем превращая их из одной в другую.
С помощью игры ребенок осваивает моторный образ буквы, учится проводить ее тактильный и оптический анализ.
«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, учит анализировать, тренирует мелкую моторику, помогает интересно, и полезно разнообразить досуг ребенка
Чтобы помочь ребенку справится с проблемой дисграфии, а так же предотвратить трудности в написании и общении со сверстниками в своей работе использую пособие «Подготовка к обучению письму» Марты Богданович. Использование графомоторных упражнений способствует развитию зрительно – двигательных функций, подготовке к обучению письму. Предлагаемые серии заданий характеризуются постепенным усложнением. Сначала предлагаются простые узоры, потом сложные для копирования (рисование по следу).
Позы во время упражнений
Согласно рекомендациям автора графомоторные упражнения выполняются в четырех разных положениях:
1. Положение стоя, рисование в вертикальной плоскости
Узор должен быть расположен на высоте губ ребенка, чтобы не вызывать усталости в руке. Выполнение упражнения в вертикальной плоскости приводит к тому, что поднятая вверх ладонь встает под соответствующим углом по отношению к листу, а конец карандаша направлен в сторону плеча рисующей руки. Ладонь принимает во время рисования правильное положение.
Примечание, касающихся леворуких детей: во время выполнения упражнений образец расположен несколько левее оси его тела и наискосок (левый верхний угол листа выдвинут вверх, что дает возможность ребенку осуществлять зрительный контроль.
2. Положение стоя, рисование в горизонтальной плоскости.
Ребенок выполняет упражнение в положении стоя. Во время рисования, в руке, расположенной вниз, происходит естественное снижение мышечного напряжения, особенно в плечевом суставе.
3. Положение сидя, локоть приподнят
Ребенок выполняет упражнение в положении сидяс приподнятым вверх локтем. Такое положение способствует снижению мышечного напряжения во время рисования, прежде всено в локтевом суставе.
4. Положение сидя, предплечье опирается на плоскости стола
Ребенок выполняет упражнение, опираясь рукой о стол на высоте предплечья. Выполнение упражнения в этом положении способствует ослаблению мышечного напряжения в кистевом суставе.
Всегда следует заботится о том, чтобы проводимые упражнения были привлекательными для детей, поскольку это поможет привлечь их к работе и к преодолению трудностей по профилактики дисграфии. Упражнения должны выполняться в атмосфере одобрения и игры. Это стимулирует их к дальнейшему выполнению упражнений, что является необходимым этапом, предшествующим началу обучения письму.
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.